Производство вертолетов гражданского назначения в России в 2024 году

1231
Фото: "Вертолеты России"

Краткие итоги работы гражданского сектора отечественного вертолетостроения

Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., в 2024 г. авиапромышленность должна была передать заказчикам  около 70 новых серийных вертолетов. В рамках федеральной Программы, планировалось построить и  поставить чуть более 50 штук вертолетов марки Ми-8 различных модификаций. Также намечались поставки по лизингу 11 машин Ми-171А2, трех штук Ми-171А3 и одного сверхтяжелого транспортного вертолета Ми-26Т2/ТС.

В 2024 г. основные поставки вертолетов гражданского назначения продолжались, как и в предыдущие годы, в рамках программ по линии Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), а также в рамках проектов по линии Фонда национального благосостояния (ФНБ).

По официальной информации, в течение прошлого года ГТЛК передала в лизинг российским авиакомпаниям 40 вертолетов различных модификаций Ми-8 (Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ): 10 машин в рамках госпрограммы и 30 штук – по проектам в рамках ФНБ.

В поставки прошлого года вошло несколько штук вертолетов марки Ка-32 в противопожарном варианте. Одну такую новую противопожарную машину Ка-32А11М получил Московский авиационный центр (МАЦ) в конце 2024 г.

Про вертолеты Ми-171А3 можно сказать только, что серийное производство винтокрылых машин этой модификации пока в вялотекущем темпе разворачивается на Улан-Удэнском авиационном заводе. Опытный образец машины Ми-171А3, а также его модели больше «кочуют» по различным выставкам и презентациям, а вот поставки модификации Ми-171А2 мало-помалу идут.

Про поставку одного экземпляра Ми-26Т2/ – тишина, по всей видимости, из-за острого дефицита новых двигателей Д-136 (мощность на взлете 10 тыс. л.с.). Этот ТВД Россия получала с украинского предприятия «Мотор-Сич» в Запорожье. Когда будет создан российский аналог этого двигателя – мотор большой мощности ПД-8В – сказать сложно. Сейчас эта разработка поручена самарскому ПАО «ОДК-Кузнецов», который по созданию вертолетных двигателей не имеет опыта.

Вертолеты гражданского назначения строятся в основном на трех заводах холдинга «Вертолеты России»: ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ), АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ) и АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)».

ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ)

Казанский вертолетный завод строит для гражданских заказчиков в основном винтокрылую машину тяжелого класса (по новой классификации) Ми-8МТВ-1. В частности, можно сказать, что во второй декаде января 2025 г. КАЗ поставил российским авиакомпаниям 14 новых вертолетов Ми-8МТВ-1. Все эти винтокрылые машины были построены в 2024 г. Больше всего вертолетов из этой партии получила авиакомпания «ЮТэйр – Вертолетные услуги». По официальным заявлениям, КВЗ на ближайшие годы обеспечено заказами полностью.

АО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ)

Авиазавод в Бурятии в настоящее время специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2, Ми-171А3 и Ми-8АМТШ (Ми-171Ш). Все машины марки Ми-8АМТ, переданные заказчикам через ГТЛК, изготовлены в Улан-Удэ.

АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП)»

Башкирское предприятие производит вертолеты семейства Ка-32. Большие надежды в Кумертау возлагаются на новую модель вертолета для пожаротушения – машину Ка-32А11М, поставки которой предприятие планировало начать в 2022 г. Сертификация этой модели была завершена в декабре 2023 г.

Основные отличия Ка-32А11М от модели Ка-32А11 – это «стеклянная» кабина экипажа, более мощные российские двигатели ВК-2500ПС-02 вместо ТВ3-117 и новая система пожаротушения СП-32. Система пожаротушения оснащена электроподогревом створок сброса воды, шлангов и помп. Вместимость СП-32 – до 4 тонн воды и до 400 литров пеноагента.

Итоги

На основании официальной информации, можно сделать предположение, что в 2024 г. на заводах холдинга «Вертолеты России» было построено около 60 машин гражданского назначения.

Информация к размышлению

Летом 2024 г. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) опубликовала очередной дайджест «Транспорт в деталях», посвященный состоянию и перспективам развития рынка гражданских вертолетов в России.

Анализ информации и маркетинговых исследований самой лизинговой компании, а также данных, полученных от партнеров, показал, что главным потребителем услуг с применением вертолетной техники являются в России предприятия добывающих отраслей экономики, в первую очередь нефтегазодобывающей отрасли. В меньшей степени винтокрылые машины разных классов востребованы специальными и аварийными службами, а также в сфере санитарной авиации, туризма, деловых перевозок, сельскохозяйственными и строительными компаниями.

Исследование показало, что сейчас около 70% парка вертолетов гражданского назначения отечественного производства по срокам эксплуатации старше 25 лет, что в силу причин экономического характера ожидается снижение общего налета винтокрылых машин, что ожидается высокий износ авиапарка в ближайшие годы, который приведет к выводу из эксплуатации приблизительно до 90 вертолетов ежегодно.

В аналитическом обзоре сказано, что на омоложение авиапарка вертолетов и его модернизацию оказывают большое влияние ограничения, связанные с санкциями, высокая стоимость новых серийных вертолетов для потребителей, рост затрат на техобслуживание и др.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"