Краткие итоги работы гражданского сектора авиапромышленности России в 2024 г.
В прошедшем 2024 г. серийное производство пассажирских и транспортных самолетов, а также машин двойного назначения на российских авиазаводах суммарно составило девять опытных и серийных образцов машин.
Компания «Яковлев»
В прошлом году в компании «Яковлев» не было построено и испытано в воздухе ни одного самолета марки МС-21 и «Суперджет-100»
Иркутский авиазавод (ИАЗ)
В конце декабря 2024 г. на Иркутском авиазаводе намечали поднять первый раз в воздух частично импортозамещенный среднемагистральный самолет МС-21-310. На опытной машине с бортовым номером RF-73055 (заводской номер МС.0012) установлено крыло из зарубежных композиционных материалов, два российских двигателя ПД-14 и ряд отечественных бортовых систем.
Другая опытная машина с бортовым номером RF-73057 (заводской номер МС.0013) с полным импортозамещением бортового оборудования, по утверждению министра Антона Алиханова, должна совершить первый полет в марте-апреле 2025 г. Напомним, что первый полет первого опытного образца МС-21-300, предназначенного для летных испытаний, состоялся 28 мая 2017 г.
Авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнаАФ)
Согласно официальным заявлениям, прототип ближнемагистрального пассажирского самолета «Суперджет-100» (SJ-100), который имеет полное импортозамещение, должен приступить к летным испытаниям в 2025 г.
Компания «Ильюшин»
Ил-76МД-90А
Согласно сообщениям на различных сайтах в Интернете, на Ульяновском авиазаводе «Авиастар» в 2024 г. было построено шесть серийных транспортных самолетов Ил-76МД-90А.
В конце прошлого года начала проходить заводские приемо-сдаточные испытания серийная машина Ил-76МД-90А (предположительно с серийным № 0404), построенная в зачет 2024 г.
Для сравнения можно назвать следующие официальные цифры. В 2022 г. на Ульяновском авиазаводе в рамках контракта с Минобороны РФ было построено пять модернизированных транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Планы Ульяновского авиазавода на 2023 г. – построить шесть самолетов Ил-76МД-90А. Эти планы озвучил вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров во время посещения Ульяновского авиазавода 4 января 2023 г. План был выполнен. По неофициальным источникам, план на 2025 г. – в пределах 8-10 самолетов марки Ил-76МД-90А.
Ил-114-300
30 марта 2024 г. на аэродроме Луховицкого авиазавода (ЛАЗ) поднялся в воздух второй опытный образец перспективного регионального самолета Ил-114-300 (№ 0110), оснащенного двумя турбовинтовыми двигателями (ТВД) ТВ7-117СТ-01.
Стоит напомнить, что строительство второго опытного образца машины Ил-114-300 (№ 0110) началось на Луховицком авиазаводе в 2019 г. Летом 2023 г. на официальном уровне было подтверждено, что машина Ил-114-300 построена, выкачена из цеха ЛАЗ и проходит наземные испытания.
Финишную сборку серийных самолетов Ил-114-300 намечено осуществлять на Луховицком авиазаводе. Сейчас в ЛАЗ в большой степени готовности находится третий летный образец самолета Ил-114-300 – машина № 0111. Планируется первый раз поднятье ее в воздух весной 2025 г.
Компания «Туполев»
В канун Нового года днем 27 декабря 2024 г. успешно выполнил первый испытательный полет в рамках приемо-сдаточных испытаний первый пассажирский самолет Ту-214, собранный по новой производственной программе 2022-2030 гг.
Машину Ту-214 (бортовой № RA-64535), предназначенную для Минпромторговли России, которую строили почти три года, достроили в конце осени прошлого года и отправили для подготовки к проведению приемо-сдаточных испытаний на Летно-испытательную станцию Казанского авиазавода (КАЗ). Вначале были обещания сдать один самолет Ту-214 в конце 2022 г., затем сроки сдачи нового авиалайнера перенесли на 2023 г., позже – на 2024 г.
Самолет Ту-214 серийно выпускается на КАЗ с конца 90-х годов прошлого столетия. Нынешний серийный Ту-214 – это 35 машина марки Ту-214-200 (вместе с опытными образцами), построенная на КАЗ. Согласно планам, в 2025 г. на КАЗ собираются построить и сдать заказчикам как минимум 4 самолета Ту-214.
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева (ТАНТК)
В 2024 г. в Таганроге был построен один самолет-амфибия Бе-200 (предполагаемый серийный № 03-12) для Алжира. Это второй самолет-амфибия, построенный по заказу Алжира, и 20-й самолет этой марки (с учетом опытных образцов).
Итоги и выводы
Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации. Всего в 2024 г. изготовили девять, а для сравнения – в 2023 г. тоже было построено девять машин. Построенные серийно самолеты авиации общего назначения (АОН) в учет не брались.
Информация для размышления: суммарно в 2022 г. построено 16 машин, в 2021 г серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 19 машин отечественной разработки. В 2020 г. – 20 самолетов, в 2019 г. – 23 машины, в 2018 г. – 35 самолетов, а в 2017 г. – 41 штука.