Согласно информации со ссылкой на неназванных представителей предприятия, Уральский завод гражданской авиации передал в распоряжение Минобороны РФ два первых серийных самолета УТС-800
Речь, видимо, идет об опытных образцах перспективной машины, которые переданы военным для испытаний, которыми займутся военные летчики-испытатели.
О перспективном двухместном учебно-тренировочном самолете УТС-800 для ВКС России впервые заговорили года четыре назад. Во время Международного форума «Армия-2021», который прошел в выставочном комплексе в подмосковной Кубинке в конце августа 2021 г. (напомним, что в тот год проводился МАКС-2021), был впервые продемонстрирован натурный макет самолета. Тогда же главный военный страны Сергей Шойгу поставил своим подчиненным задачу: впервые поднять в воздух новый учебно-тренировочный самолет в ноябре 2021 г., через год – в 2022 г. завершить испытания УТС-800, а в 2024 г. – построить первые серийные машины. Разработчиком машины является Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).
Осенью 2022 г. новая машина совершила первые пробежки на заводском аэродроме в Арамиле в Свердловской области. Первый полет УТС-800 с бортовым № 541, состоявшийся в ноябре 2023 г., был покрыт завесой тайны. Возможно, не хотелось признавать, что планер самолета отечественный, а мотор – импортный, когда вокруг большие начальники только и говорят об успешном импортозамещении, т. к. полным ходом идет СВО. Пилотировал тогда самолет шеф-пилот УЗГА летчик-испытатель Алексей Язынин.
К сожалению, в новом сообщении о передачи военным двух УТС-800 ничего не говорится о двигателе, который установлен на построенных в 2024 г. двух опытных образцах машины. Также ничего не говорится о предприятии, которое проводит прочностные испытания самолета.
На УТС-800, разработкой которого как головное предприятие, занимается УЗГА, планировали установить модификацию отечественного турбовинтового двигателя (ТВД) ВК-800С – мотор ВК-800СП. Конструкторская документация на мотор была приобретена АО «УЗГА» у компании «ОДК-Климов» в 2016 г. Однако в 2020 г. по результатам выполненных расчетов, анализа конструкции и испытаний двигателя руководство АО «УЗГА» приняло решение отказаться от ТВД ВК-800С. В июле 2020 г. специалисты подразделения «Двигатель» УЗГА начали проектировать новый двигатель ЕМ-610. Двигатель ЕМ-610 разработки УЗГА отличается по конструкции от «климовского» ВК-800С примерно на 99%. Габаритные характеристики у ЕМ-610 поменьше, масса тоже поменьше, а мощность побольше, чем у ВК-800С. Первый опытный образец самолета УТС-800, который с осени 2023 г. проходит летно-конструкторские испытания, оснащен зарубежным турбовинтовым двигателем (ТВД) Н-80. В дальнейшем разработчики машины намерены заменить импортный мотор на отечественный ТВД ЕМ-610. Парадоксально, но факт: мотор ЕМ-610 одновременно обозначается в публикациях и как ТВД ВК-800СП.