В галерее «5 Дом» открыта персональная выставка живописи художника Самвела Акопяна. Хотя он уже много лет живет в России, но, по сути, конечно, является армянским художником.
.Вы назвали выставку «Безмятежность», она приурочена к какому-то событию?
Выставка посвящена радости жизни, единению с природой. Но в работах из другой серии есть и боль, и трагедия. Сейчас я в творческом процессе, когда пишу на счастливую тематику, вдохновляясь впечатлениями от природы, от женщин, от матерей наших, от семьи. И я всех приглашаю прийти на выставку и посмотреть работы.
У вас интересные пейзажи, в чем-то необычные для меня.
Да, я люблю работать крупным форматом, и планы брать крупные. В то же время стремлюсь придать работе больше легкости. В этом сказывается армянская школа живописи. Думаю, что сразу видно разницу школ живописного искусства. Мы семьей долгое время живем в России и вдохновляемся природой, ее душой и святостью, тем, что здесь ощущается и в воздухе. Я часто выезжаю на природу, на пленэры и пишу этюды.
Вы упомянули об армянской школе живописи, где вы учились?
В Ереване, тогда это было художественное училище имени Фаноса Терлемезяна, а сейчас это Государственный институт изобразительных искусств имени Фаноса Терлемезяна, первая и лучшая художественная школа Армении, основанная в 1921 г. Я родился в Армении, но у меня бабушка русская и большую часть своего детства я провел в Оренбурге. Потом рос и учился в Армении. С 2002 года жил в Москве, сейчас — в Жуковском. Дебютировал в галерее «5 Дом» участием в коллективной выставке в 2004 г. Я был удивлен, с каким вниманием меня встретили в галерее на отборочном этапе. Мне было настолько приятно, что это сказалось на моем решении остаться в России, писать и работать. О выставке была статья в газете, которую я отправил маме в Армению. Мама потом долго ее хранила. К сожалению, родителей уже нет.
В чем особенности армянской школы живописи?
Ее особенность у нас заложена, так сказать, природой – больше эмоций, больше красок. Наши всемирно известные художники Минас Аветисян и Мартирос Сарьян, как мне кажется, создали в живописи отдельное направление, но основная база — это русская классика.
В своей живописи я не ставлю каких-то целей, чтобы быть похожим на кого-то. Из русских художников я очень люблю Врубеля и Левитана. Но я понимаю, что нужно создавать свое, а к ним не приближаться. Когда художник почему-то хочет кому-то подражать и быть ближе, то мне кажется, это неправильно. Художник должен писать для себя, для души и отдаться внутренней энергии — через краски, через холст.
Все эти пейзажные работы написаны в России?
Да, в том числе, в Краснодарском крае, в Оренбурге, где недавно были, а перед этим посетили Дивеевский монастырь. В таких замечательных местах есть уединение, есть святость и душе спокойно.
Это то, к чему вы стремитесь?
Да. Вся гармония — в природе. Но сначала нужно разобраться внутри себя, а дальше уже отдавать то, что нам предназначено. А мое — это живопись.
Что для вас служит толчком к написанию картины?
По-разному. В основном это природа, семья и вдохновение. Это все идет, прежде всего, от семьи, от материнства. Я просто поклоняюсь матерям, женщинам. Не случайно в большинстве работ по историческим событиям их боль и трагедию я передаю, изображая чувства и эмоции матерей.
Где еще вы выставлялись?
В Армянском музее Москвы два раза проходила моя персональная выставка. Потом по приглашению была выставка в Краснодаре, туда картины я сам возил. Это из персональных выставок. Кроме них я участвовал в выставке в Кремле, в первой библиотеке. Там проводили выставку по истории Армении, и меня попросили предоставить три картины. Работы я передал, но на открытии лично не присутствовал. В частных коллекциях большинство моих работ находятся во Франции и в Америке. Заранее планировалась выставка в Париже, но по семейным обстоятельствам я не мог продолжать заниматься ее подготовкой. Ушли из жизни мои родители, царство им небесное. Сейчас от такой потери уже прихожу в себя, начал работать.
На выставке есть у вас любимая работа?
Для меня они все любимые, потому что при создании каждой работы я переживал эмоции, неповторимые больше никогда. Обычно я не сижу перед холостом, раздумывая, чтобы сейчас нарисовать или написать. Нет, у меня замысел должен появиться заранее, и тогда я сразу сажусь к холсту и работаю.
Какая работа здесь самая свежая?
Пожалуй, пейзаж «Туманность».
А самая поздняя?
«Трагедия. Собор Святого Христа Всеспасителя».