«Цель творчества — самоотдача»

923

На выставке живописи Ольги Удянской, состоявшейся в галере «5 Дом», было представлено 74 работы. Большинство из них выполнены в последние три года, но несколько работ времен студенчества Ольги. Это небольшие этюды, датированные 2002 и 2004-м годом.

Оля, где вы учились?

Я закончила Московский государственный областной университет, который раньше был педагогическим институтом имени Крупской, факультет изобразительного искусства и народных ремесел. У меня был замечательный преподаватель, народный художник РФ Евгений Григорьевич Захаров, у которого я занималась по специализации «Пейзаж». Благодаря ему пейзажная живопись стала моей специализацией и основным родом деятельности. Кроме Захарова отмечу другого прекрасного преподавателя народного художника РФ Митрофанова.

Как они вас напутствовали по окончании обучения?

Большинство моих однокурсников стали педагогами в школах или училищах, другая часть занимается серьезной живописью. Преподаватели напутствовали нас по-разному, некоторым, в том числе мне, рекомендовали поступить в аспирантуру. Я решила, что не буду преподавать, мне было интересней заниматься живописью.

Пейзажу сразу стали уделять основное внимание?

Практически сразу, но еще я люблю писать цветы, они тоже часть природы. Пейзаж, букет цветов и натюрморт – сейчас это основные виды моей деятельности как художника.

Что у вас служит толчком для работы?

Я начинаю изображать то, что меня волнует в данный момент. Если мне понравился какой-то пейзаж, какой-то уголок природы, то я стараюсь либо запомнить это место, чтобы вернуться к нему, либо сразу сделать зарисовку, в крайнем случае сделать фотографию, чтобы позже, дома, изобразить это на холсте. Что касается цветов, которые я люблю, это либо подаренные, либо специально собранные мной букеты. Я очень люблю мелкие цветы, которые обычно под ногами, одуванчики, незабудки и другие. Как только начинается сезон, я собираю букеты, ставлю их, и стараюсь быстрее написать, сфотографировать, пока они не завяли, а потом завершаю по фотографии. Такой букет не создан специально, я его увидела,

 и решила его изобразить, потому что он меня затронул.

На этюды вам, маме троих детей, выбираться, наверное, сложно?

Возраст моих детей 16, 14 и 8 лет, два мальчика и девочка. Старшие заняты своими делами, а с младшей мы можем сесть в машину и прокатиться либо на природу, но чаще на дачу.

Приобщаете детей к рисованию?

Дочь любит рисовать, рисует постоянно, и у нее хорошо получается, потому что уже есть понятия композиции и света. Мы решили, что она запишется в художественную школу.

Вернемся к выставке, расскажите о своем необычном проекте «Календарь уходящего города», над которым вы работали целый год.

Проект состоит из 12 работ. Так сложились обстоятельства, что прошлую осень я почти каждый день бывала в ильинской части города, на улицах Мичурина, Луч, Клубная, Школьная. Этот запущенный район раньше не привлекал моего внимания. Но когда я начала общаться с человеком, который в этом районе родился и вырос, учился в школе № 6, ходил в клуб «Луч», заброшенное ныне здание, то постепенно каждый дом в моих глазах приобретал свою окраску, какую-то историю. В каком-то жила школьная учительница, во втором – друг детства, в третьем – до сих пор живет давняя подруга. И эти дома для меня стали жить какой-то своей жизнью, мое отношение к домам стало меняться, я увидела их иными и начала их писать. Первой работой стала «Сентябрь», а завершила серию – «Август». Так получилось, что каждый месяц я рисовала по работе, выбирая какие-то дома. А в середине этого цикла я поняла, что создам календарь, в котором каждому месяцу будет соответствовать свой дом. Эти дома строились в 1947-1949 годах, многие из них признаны аварийными, и в какое-то время будут снесены и уйдут в историю. А все улицы были спланированы, и если на них внимательно посмотреть и отбросить внешний этот запущенный вид, то, наверное, лет 50 назад там было очень красиво.

Напрашивается идея издания такого календаря.

Есть планы издать календарь и серию открыток. Ведь вполне возможно, что в ближайшие 5-10 лет этих домов не будет. Весь год мне хотелось рисовать вот эти старые дома. Следующий этап – то, что мне очень нравится в старых «сталинских» домах, — мне очень нравятся подъезды. Что у меня будет, и сколько их получится, пока не знаю, но я хочу написать маслом портреты подъездов. Это, например, тоже в старых домиках на улице Калугина. Там они все с такими треугольными козырьками.

У вас несколько работ посвящены природе Дагестана.

Три года назад в стенах этой галереи была моя выставка «Далекое и близкое», где было очень много работ, посвященных Дагестану. Часть из этих работ была куплена, шесть графических работ, посвященных крепости Нарын-кала, сейчас хранятся в музее, в Дербенте. Тогда, 3–4 года назад, мне хотелось писать эти работы, а потом захотелось рисовать эти старые дома.

Глядя на ваши работы, кажется, что вы отдаете предпочтение технике работы маслом?

Да, я пишу в основном маслом и получаю даже удовольствие от процесса работы маслом, мне нравится текстура масляных красок, их густота и запах. Работа начинается с выдавливания краски па палитру и уже начинается вхождение в работу. Масло я очень люблю, но когда у меня мало времени, а творческий порыв есть, то я перехожу на акварельную графику. Здесь есть такие работы. Они нарисованы шариковой ручкой с небольшой заливкой акварели. Иногда рисую шариковой ручкой и цветными карандашами. Графика дает возможность рисовать в любое время, отвлекаясь по чуть-чуть на какие-то ежедневные дела, можно отложить их на небольшое время, а потом вернуться. С маслом такое не проходит, с маслом нужно погрузиться на 2 -4 часа в работу, тогда будет результат. Когда я располагаю временем, то пишу маслом, когда времени мало, то пишу графику. Но масло – это предпочтительно.

Портреты сейчас не пишете?

Я владею жанром портрета, но не пишу портрет последние 20 лет, это связано с моими идеологическими убеждениями.

Пишете ли, когда дома дети?

Я не пишу, когда дети дома, потому что это две параллельные реальности — материнство и творчество. Когда дети в школу уходят, начинается моя творческая жизнь. Я делаю какие-то элементарные домашние дела и отключаюсь от всего, что есть дома. У меня есть свое рабочее место, стол, мольберт. И я начинаю писать столько, сколько у меня есть на это времени. Как только мое время закончилось, я поняла, что прошли мои два часа, или что я выполнила какую-то задачу, поставленную себе на сегодняшний ден, то я убираю и чищу палитру, мою кисти. Все, на сегодня я перестала быть художником, а стала мамой, женой, хозяйкой, кем угодно. Художником перестала быть, потому что в творчество я погружаюсь и не могу им заниматься, когда у меня ребенок делает уроки, или варится суп или что-то ещё происходит. Я — либо художник, либо я жена и мать.

Вы организованный человек?

Это просто необходимость, иначе теряется мысль, теряется настрой. Иногда, когда пишу, я включаю музыку, которая меня настраивает на нужную волну. Я люблю Шопена, некоторые вещи Чайковского, некоторые современные вещи. Включаю то, что в данный момент по настроению.

О планах… Вы любите экспериментировать?

Нет. Все эксперименты я пережила уже. Я выбрала те направления, которые мне интересны, которые приносят мне удовольствие, в первую очередь. Я знаю, что люблю в пейзажах, что я не люблю. Я просто пишу то, что мне нравится. Потому что, как Пастернак писал в своем стихотворении: «Цель творчества — самоотдача». У меня тоже цель творчества — это самоотдача. И если результат моего творчества приятен еще кому-то, кому-то интересно смотреть мои работы, я этому уже рада.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"