Как проект по установке памятника самолету Ту-144 несколько лет шел к тому, чтобы стать рекламной конструкцией за бюджетный счет
Последние десятилетия наукоград Жуковский, как впрочем, и вся страна, рассказывает о победах отечественного авиапрома преимущественно в прошедшем времени. Мы гордимся нашим прошлым, удивляясь настоящему, причем последние годы удивление постепенно переходит в ужас. Однако чем-то гордиться надо, пусть и из последних сил и на последние деньги, иначе нечего будет отвечать на простой вопрос, почему в России опять воруют. Однако любой патриотический проект при минимальном любопытстве высвечивается в очередную финансовую аферу.
Долгие годы, на которые пришелся расцвет авиационной науки и промышленности, в городе авиации символами были памятник Н.Е. Жуковскому и самолет МиГ-21 около МФТИ, этого вполне хватало, чтобы ощущать свою причастность к великим свершениям. Однако за последнюю пятилетку при отсутствии видимых причин для гордости по поводу развития авиации наблюдается монументальная лихорадка определенной группы лиц. Именно благодаря этому в сквере возникли бюсты авиаконструкторов, а у «бублика» спешат установить Ту-144. И преподносится это все в виде народных проектов, то есть лихорадку пытаются превратить в пандемию, захватившую город.
В 2015 году председатель благотворительного фонда «Легенды авиации» депутат Валерий Ваньшин заявил о проекте установки Ту-144: «Для реализации проекта создан фонд «Легенды авиации. Мы предварительно составили «дорожную карту», согласно ей самолет будет установлен летом следующего (2016 – прим. автора) года». Как указано на сайте фонда, инициатором его создания в 2015 голу стала администрация г.о.Жуковский. Учредителями фонда, согласно открытым источникам, является ООО «Научно-Инженерная Компания», депутаты Михаил Агафонов и Валерий Ваньшин, а также генеральный директор Василий Панкратьев, который сначала выставил свою кандидатуру на должность главы города, а потом удовлетворился членством в Совете молодых ученых при своем более удачливом сопернике. Основные задачи фонда – «поиск, приобретение и восстановление летательных аппаратов отечественного производства, участие в проекте создании музея истории авиации, осуществление социальных, культурных, образовательных, научных и управленческих программ с целью пропаганды достижений мирового авиастроения».
В 2015 году в фонд «Легенды авиации» поступило 3 млн 655 тысяч рублей пожертвований от юридических лиц и 51 тысяча рублей от физических лиц. 1 млн 367 было потрачено на восстановление Ту-144 (бортовой номер 77114), создание памятника-музея самолета Ту-144 в городе Жуковский Московской области, гражданско-патриотическое воспитание школьников, благотворительную программу помощи в организации МАКС-2015. 774 тысячи израсходовали на административно-управленческие расходы. На этом, правда, отчеты на сайте фонда «Легенды Авиации» заканчиваются, файл с названием отчет за 2017 год оказался все тем же отчетом 2015 года. Как заявили в фонде, сайт готовится к модернизации, поэтому в данный момент не обновляется. Последняя новость на сайте датирована 27 февраля 2019 года. Между тем, на сайте минюста опубликованы отчеты фонда, в которых не разглашаются жертвователи, но можно увидеть расходы. Согласно этим отчетам, в 2015 году на проект установки Ту-144 было потрачено 44 тысячи рублей, в 2016 году – 1 млн 715 тысяч рублей, в 2017 году – 239 тысяч рублей. За 2018 год отчет подан в виде сообщения о продолжении деятельности, что разрешено законом в случае, если поступления имущества и денежных средств в течение года составили менее трех миллионов рублей.
На восстановление самолета ТУ-144 неоднократно объявляли сбор денег среди жуковчан, бывший глава города Андрей Войтюк неоднократно заявлял, что жертвовал собственные средства на этот проект. Тема то утихала, то возникала вновь. В 2016 году ничего так и не произошло, в сентябре 2018 года во время выборов губернатора Московской области провели очередное голосование по месту установки самолета, однако после выборной лихорадки все опять затихло.
28 января 2019 года прошла пресс-конференция, посвященная установке Ту-144 на пересечении ул. Туполева и Туполевского шоссе. Приехала депутат Госдумы Лидия Антонова, которая сообщила, что партия «Единая Россия» поддержала проект. Как отметил председатель Совета фонда «Легенды Авиации» Михаил Агафонов, для воплощения проекта в жизнь необходимо 55-60 млн рублей, ведется сбор средств на его реализацию: «Изначально смету мы составляли в 2016 году, тогда стоимость была равна 42 млн рублей. Сейчас цены подросли, к тому же в изначальной смете мы не учитывали покраску самолета (будет применяться авиационная краска), а также подводку коммуникаций к музейному комплексу». Уже тогда в воздухе отчетливо запахло бюджетным финансированием, а повод нашелся. «Жители города при поддержке фонда «Легенды Авиации» и Всероссийской политической партии «Единая Россия» вышли с инициативой по сбору подписей в поддержку установки памятника самолету Ту-144 на территории города Жуковский к губернатору Московской области Андрею Юрьевичу Воробьеву, – сообщается на сайте 144tu.ru. – Учитывая значимость создаваемого памятника для патриотического воспитания подрастающего поколения России и авиационной промышленности, просим А.Ю. Воробьева оказать содействие в установке памятника Ту-144 на территории г.о.Жуковский». Подписи собирали в местном отделении ЕР, в пикетах по городу и на самом сайте. По словам организаторов голосования, было собрано 4052 подписи на сайте и 10630 подписей на пунктах сбора.
Губернатор не заставил себя упрашивать и выделил бюджетные деньги на установку Ту-144 около «бублика». Установить его должны до МАКСа и объяснение прозвучало на Совете директоров города: «Президент, прилетая на аэродром, увидит, стоящий внизу самолет, потому что на одном из заседаний, когда его спросили, что больше всего запомнилось по прошлому веку, он ответил: «Полет Ту-144». Будет интересно, если все старания по установке памятника тому, что в прошлом веке летало, закончатся тем, что президент на МАКС не прилетит.
26 апреля было опубликовано извещение об аукционе на проведение работ по установке рекламной конструкции «Легенда авиации самолета ТУ-144» с элементами благоустройства. Начальная сумма аукциона – 10 млн 453 тысячи 976 рублей. Финансирование из местного бюджета. Аукцион выиграло ООО «Оптимгрупп», предложив сумму – 10 млн 401 тысяч 706 рублей. Эта компания проводила работы по благоустройству дворовой территории в рамках федеральной программы по адресу Маяковского, 4,6,8 в прошлом году.
В перечень работ по данному контракту входят: «устройство корыта под установку рекламной конструкции», временное дорожное покрытие 2400 кв. метров, восстановление газонного покрытия 3000 кв. метров, создания фундамента рекламной конструкции, установка металлических конструкций, электромонтажные работы.
При уже отыгранном аукционе проект мало кто видел, его нет на сайте госзакупок, не нашлась проектная документация и на сайте фонда «Легенды Авиации», на сайте по сбору подписей нет даже картинки, как это будет выглядеть. Между тем, пресс-служба администрации сообщила, что каждый последний вторник месяца в актовом зале администрации будут проходить собрания, на которых жителям расскажут о реализации проекта. Видимо, решили, что о важности и смысле уже все рассказали, да и цена известна.
10 млн – это много или мало? 10 млн рублей в год тратится на расселение ветхого жилья, и между прочим некоторые жуковчане еще ждут этого расселения на протяжении нескольких десятков лет, коротая ожидание в доме по ул. Серова, где просто не предусмотрено горячей воды. Однако очередь до них все никак не дойдет, из двух человек, о которых мы писали два года назад, один уже не дожил до расселения.
А в прошлом году в редакцию пришли бывшие сотрудники ЦАГИ, которые отдали Институту долгие годы своей жизни. Им под 80 лет, имеют инвалидность по зрению и слуху. По закону им положены бесплатные путевки в санаторий раз в год, однако денег нет, ни у государства, ни у профкома ЦАГИ.
В декабре 2017 года выдающемуся ученому, начальнику ЛИИ в 1981-1985 годах Арсению Дмитриевичу Миронову исполнилось сто лет, однако никакого ажиотажа по этому поводу в администрации, фонде «Легенды Авиации», а также в ЛИИ, где он проработал с 1941 года, не наблюдалось. Как, впрочем и в декабре 2018 года, когда Арсений Дмитриевич отпраздновал 101 день рождения.
Это лишь несколько примеров, как относятся к живым легендам авиации, бывшим сотрудникам градообразующих предприятий, благодаря которым наш город стал наукоградом. И памятниками этого не исправишь. Потому что разруху в головах, да еще и в коммерческих целях, никаким патриотизмом, любовью к авиации и тоской по былым победам не оправдать