Месяца не прошло с открытия нового творческого сезона, а театр «Стрела» уже преподнёс зрителям Жуковского подарок – «многослойный пирог», созданный приглашённым режиссёром Дмитрием Язовым, – героическую сказку «Одолень-трава». Необычен, сложен и, вместе с тем, очень интересен спектакль тем, что в нём переплетаются разные жанры. Сценическая версия пьесы, написанной советским драматургом Валентиной Любимовой, вмещает в себя и сказку, и боевик, и фэнтэзи, но объединяет и побеждает всё возвышенный и героический жанр – былина. Роль былины – сохранить историческую память, показать принадлежность отечественной истории, русской традиции, героизм народа. Главной идеей – «не забыть землю русскую, защитить её» – прошита вся ткань спектакля.
В самом начале действия зритель видит на заднике русское село, очень яркое, контрастное, радостное (художник – Сергей Кузнецов); жители села в праздничных русских костюмах. Здесь мирно и счастливо живут не только люди. Даже Медведь Михайло Потапыч (Юрий Горбатиков) занимается творчеством: развлекает публику на гуляньях кукольным театром Петрушки. И в это веселье врывается гром среди ясного неба –войско Зобеиды (Екатерина Эссен), дочери царя чёрных земель Тугарина (Эдуард Сажин). Она заколдовывает жителей и уводит в плен. Остаются главные герои – вдова Наталья (засл.арт. Московской области Ольга Андрианова), её сын Иван (Даниил Мясников), его невеста Василиса (Дарья Панкова) и её младший брат Егорушка (Сергей Стремин).
Иван, как и полагается богатырю, уходит биться с Тугариным. Доверчивого Егорушку пленяет злодейка Зобеида. Отважная и верная Василиса идёт спасать брата и жениха. Наталья даёт ей цветок одолень-травы, который можно использовать только один раз, когда станет совсем худо…
Закрученный, сложно сплетённый сюжет приводит нас в царство Тугарина. На сцене – трон, напоминающий и часовой механизм, и корабль врагов со штурвалом. Зрительская фантазия приходит в движение, и мы в этих зубчатых колёсах домысливаем механизм по обработке памяти пленников. Но Тугарин здесь, скорее, царствует, чем правит. Заправляет всем его дочь Принцесса Зобеида. В самый ответственный момент Тугарин покидает трон, оставляя на дочь свои чёрные земли. Зобеида умна и хитра, ловко играет с чувствами придворных и пленников. Её разношёрстная, разностильная банда лестью, хитростью, волшебством пытается бороться с героями, искушая их. Служба у Зобеиды – почти рабство. Старичок в восточном стиле Дугмэ (Юрий Бут) из кожи вон лезет, перевоспитывая Егорушку. Поварёнок Чумичка (Ольга Грень) тоже должен перековать Егорушку, но вместо этого становится на сторону сил добра. Сцена Егорушки и Поварёнка – одна из самых трогательных в спектакле. Воин Батыр (Евгений Евсюков) –телохранитель Зобеиды, всегда с ней, как тень. Кот Баюн (Андрей Ситник) – более сложная фигура. Он, переметнувшийся на сторону зла, бывший русский кот, теперь сказочник-гипнотизёр. Его задача, как и всей команды злодеев, стереть память героев о земле русской, перековать их на свой манер, а если не выйдет, уничтожить. В этом резком активном противостоянии добра и зла, с экшн-эффектами в отдельных сценах спектакль напоминает фантастический боевик – привлекательный формат для подростков. Театральные акценты контрдействия – то есть сил зла – создаются синхронностью актёрского жеста со световыми и музыкальными отбивками, что придаёт злу дополнительную харизму. Тем оно, зло, и коварно. В смелости и неожиданности сценических находок спектаклю не откажешь. Взять хотя бы комнату сказок Кота Баюна, где зрителю представлена галерея спящих богатырей-пленников, которых усыпил усатый ловкач! Она напоминает кунсткамеру. Поистине, театр должен не только учить, но и удивлять. Он и удивляет!
В русских легендах Тугарин – это враг наших богатырей, властитель Великой степи, граничащей с Русью и угрожающий ей. В спектакле степь, наоборот, – образ русского мира, отражённый в песне «Ой, ты степь широкая». Она звучит лейтмотивом в спектакле. И в самые напряжённые моменты мощно (другого слова не подберёшь), исполняется Марьей-странницей (Наталья Прасолова). Слепая странница, прозревающая в кульминации – образ Руси, русской души, степей и лесов, земли нашей, которые в целом относятся к архетипам: «Русский дух», «Русская земля». Марья на сцене почти всегда с русскими людьми: провожает героев в поход, благословляет и помогает, сопровождает и оберегает. Она и внутри действия, и вовне. Она – и Вещий Баян, и ангел, и белая лебедь-душа, и посредник между актёром и зрителем.
Кто же главный герой этого спектакля-былины? Хрупкая, нежная, но очень сильная духом девушка Василиса. Она жертвует единственный кусочек хлеба Страннице Марье, и в этом мы видим готовность отдать жизнь за други своя, за землю родную. Василиса готова погибнуть, но спасти своих близких и любимых. Одолень-траву она достаёт в самый последний момент, момент истины. В спектакле большое значение придаётся одному из главных качеств русского характера – терпению.
Конечно, всё закончилось хорошо, враги побеждены, пленники спасены, все жители русского села счастливы! Прекрасная разнообразная, сложная и весьма эффектная хореография спектакля заслуга балетмейстера Натальи Заботновой. Аранжировка, музыкальное, звуковое оформление, шумовые эффекты – качественная работа Алексея Роньжина. Режиссёр Дмитрий Язов вместе с актёрами и всей командой соткали замечательное сценическое полотно – героическую русскую сказку, ценность которой бесспорна. Спектакль могут смотреть все: и дети, и взрослые, а лучше всей семьёй. Сказка рассчитана на школьников от 9 лет. Эта живая, умная, история о добре и зле, верности и долге, о любви и ненависти заменит подросткам компьютерную игру. Во всяком случае, создатели спектакля на это очень надеются.
Наталья Малаховская
Фото Анатолий Смирнов