Испытан первый серийный модернизированный вертолет Ка-32А11М

908
Фото: КумАПП

В середине сентября нынешнего года на летно-испытательной станции КумАПП в Башкирии состоялся первый полет первой серийной машины Ка-32А11М

Впервые о том, что в Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП) будут заниматься созданием усовершенствованной модификации винтокрылой машины Ка-32А11М, официально объявили  в мае 2019 г. Примерно тогда же появилась информация о возможной сертификации модернизированного вертолета в конце 2020 г., но только в самом конце декабря 2023 г. Росавиация выдала одобрение главного изменения конструкции для усовершенствованного вертолета Ка-32А11М.

Впервые широкой публике опытный образец модернизированного вертолета Ка-32А11М в противопожарном варианте был представлен на статической стоянке на авиасалоне МАКС-2021. Летные испытания модернизированного противопожарного вертолета Ка-32А11М начались в ноябре 2022 года. По заявлению разработчиков винтокрылой машины, в ходе сертификационных испытаний Ка-32А11М было выполнено более 100 полетов. На основе полученных данных специалисты произвели оценку работоспособности двигателей и основных систем, а также летно-технических характеристик винтокрылой машины. Также были проведены стендовые испытания по оценке устойчивости вертолета и его систем к электромагнитным полям высокой интенсивности и к разрядам молний. Ка-32А11М продемонстрировал возможность выполнения безопасного взлета и посадки в случае отказа одного из двигателей.

На вертолете установлены два отечественных турбовальных двигателя (ТВД) ВК-2500ПС-02 с цифровой системой автоматического регулирования и контроля БАРК-6В-7С. Ее применение дает возможность поддерживать оптимальный диапазон мощности, в том числе, при эксплуатации в высокогорье и в районах с жарким климатом.

По утверждению разработчиков вертолета, два двигателя ВК-2500ПС-02 (вместо двух ТВД ТВ3-117ВМА) должны существенно улучшить летно-технические характеристики вертолета при эксплуатации в жарких условиях и в горной местности. Грузоподъемность Ка-32А11М при работе в таких условиях должна возрасти приблизительно на 1,6 т. При этом одно из основных преимуществ ТВД ВК-2500ПС-02 наличие повышенного ресурса и надежность при работе с внешней подвеской. Необходимо сказать, что двигатели ВК-2500ПС-02 повышают устойчивость и безопасность управления вертолетом при сильном боковом ветре. Это позволит расширить географию использования машины при тушении лесных пожаров и проведении аварийно-спасательных операций.

Модернизация вертолета Ка-32А11М также состоит из оснащения кабины пилотов индикаторами с экранами на жидких кристаллах (ЖКИ), так называемой «стеклянной кабины». Проведено обновление состава бортового радиоэлектронного оборудования. Предусмотрена возможность управления вертолетом с использованием очков ночного видения, что повышает эффективность и безопасность полетов в темное время суток. По утверждению разработчиков вертолета, машина Ка-32А11М способна тушить возгорания в условиях сильной задымленности, на последних этажах высотных зданий и объектах нефтегазовой промышленности.

На Ка-32А11М доработана система охлаждения, что позволит эксплуатировать вертолет при экстремально высоких температурах. Новая система пожаротушения, установленная на вертолете, адаптирована для использования водяной пушки. Система СП-32 имеет электрический обогрев, что позволит использовать усовершенствованную противопожарную машину при температурах до -20 градусов С. Вместимость отечественной подвесной системы пожаротушения СП-32 с функцией подогрева воды до 4000 литров и с возможностью использования 400 литров пеноагента.

Согласно принятой (а затем дважды скорректированной) Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., с 2025 г. по 2030 г. намечается суммарно изготовить 23 вертолета Ка-32А11М, т.е. в среднем по 5 машин ежегодно. Планируется не только выпуск новых серийных машин, но и модернизация находящихся в эксплуатации Ка-32А11 до уровня Ка-32А11М. Серийное производство и ремонт вертолетов семейства Ка-32 осуществляется в Кумертауском авиационном производственном предприятии.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"