Лучше ТВС-2МС в небе, чем ожидание ЛМС-901 на земле

2487
На снимке: самолет ТВС-2МС / Фото автора

Генеральный директор СибНИА им. С.А.Чаплыгина Владимир Барсук предлагает не ждать обещанных правительством РФ полторы сотни легких многоцелевых самолетов ЛМС-901 «Байкал» к 2030 г., а активно внедрять в эксплуатацию модифицированные самолеты ТВС-2МС

Модифицированный самолет ТВС-2МС создан фирмой «Русавиапром». ООО «Русавиапром» было образовано в 2011 г. с целью реализации проекта по модернизации многоцелевого самолета Ан-2 в первую очередь путем установки турбовинтового двигателя (ТВД) американской компании «Хонеувелл» Гаррет ТР331-12 и пятилопастного воздушного винта компании «Хартзелл» (США), а также ряда приборов и агрегатов. Даже сейчас в условиях многочисленных санкций на вторичном рынке в мире предлагается для продажи много ТВД ТР331-12 с большим остаточным ресурсом.

Суммарно начиная с 2013 г. по сегодняшний день фирмой «Русавиапром» было выпущено 25 самолетов ТВС-2МС, сейчас около 20 машин находится в эксплуатации. Машину ТВС-2МС разработали специалисты СибНИА. В рамках экспериментальной работы СибНИА изготовил три самолета, остальные 22 самолета – предприятие «Русавиапром», которое находится на территории СибНИА.

В частности, недавно Владимир Барсук заявил: «В данный момент порядка 20 машин из 25 выпущенных эксплуатируются в Сибирском и Дальневосточном округах. Самолет выполняет все те же функции, что и самолет Ан-2. Отличием является установка турбовинтового двигателя ТР331-12 вместо поршневого двигателя АШ-62ИР и использование керосина вместо авиационного бензина».

Эксплуатация машины ТВС-2МС показала, что по сравнению с самолетом Ан-2, максимальная дальность полета воздушного судна возросла в 1,5 раза и составила более 1,2 тыс. км, а максимальная высота полета увеличилась вдвое – до 4 тыс. м. Стоимость керосина в несколько раз дешевле авиационного бензина, у самолета меньше расход топлива во время полета, больше межремонтный ресурс двигателя.

Через ремонт и модернизацию проходят самолеты Ан-2, имеющие значительный ресурс по планеру. В 2023 г. на предприятии «Русавиапром» было выпущено 2 самолета ТВС-2МС. План на 2024 г. – изготовить 4 машины ТВС-2МС.

Несмотря на принятую «Программу развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г.», прошедшую две коррекции в сторону уменьшения, эксперты полагают, что Программа будет реализована лишь частично и, в частности, по самолетам авиации общего назначения (ЛМС-901 «Байкал») и местных воздушных линий (ЛМС-192 «Освей» и ТВРС-44 «Ладога»).

В настоящее время согласно планам, серийное производство машины ЛМС-901 должно начаться в конце 2025 г. Однако вначале необходимо доработать и сертифицировать турбовинтовой двигатель ВК-800СМ. Отечественный ТВД ВК-800СМ для самолета ЛМС-901 «Байкал» планируют сертифицировать к концу 2024 г. Только на третий квартал 2024 г. намечен первый полет самолета ЛМС-901 «Байкал» с ТВД ВК-800СМ. По официальной информации, серийный выпуск этого двигателя на УЗГА будет развернут в 2025 г. Вместе с тем можно предположить, что сертификация ТВД ВК-800СМ может быть сдвинута по времени «вправо».

Можно с большой долей вероятности предположить, что в ближайшие годы российскому авиарынку придется пережить острый дефицит самолетов малой авиации. До сих пор сегмент внутрирегиональных пассажирских и грузовых перевозок держится на самолетах Ан-2.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"