Мы каждый день видим, как восходит солнце, где мы находимся и куда идем. Мы видим своих родных и друзей. А если на минутку представить, что мы этого не видим? Как бы мы ориентировались на улице, дома? Могли бы посетить выставку или, например, бар? Как бы читали книги? И как вообще люди живут в кромешной тьме?
Для того, чтобы понять незрячих людей, в Москве существует музей «Прогулки в темноте». Задумка музея основана на социальном аспекте: понимая мир человека, который не видит, мы понимаем, как можем ему помочь, при этом не навредив. Созданы «Прогулки в темноте» также и для того, чтобы люди со зрением берегли тот дар, который дан им при рождении.
Экспозиция музея разделена на пять залов – квартира, улица, музей, лавка, бар – и погружена в абсолютную темноту. Опираясь только на осязание, слух, обоняние и вкус, посетители музея изучают залы под чутким руководством незрячих и слабовидящих гидов, для которых темнота – привычная стихия. Знакомые и понятные предметы, звуки и запахи склонны приобретать неожиданные и интригующие черты в темноте. Например, стол и кровать дома знакомы до боли, а возможно ли поиграть в настольную игру? Оказывается, незрячие люди могут играть во многие настольные игры, правила те же, но вот выглядят игры чуть иначе. Например, в домино для лучшей тактильности точки делаются выпуклыми, а не в виде отверстий, как на стандартных косточках домино.
Но если с домом все понятно, то как же быть с улицей? Согласитесь, при отсутствии зрения выход из дома кажется опасным путешествием. Как же перейти улицу с оживленным движением, не видя светофора? В музее гид расскажет вам, что на пешеходных переходах полоски сделаны выпуклыми именно для того, чтобы незрячие люди ориентировались и не выходили на дорогу, а звуковой сигнал предупреждает, что время для перехода дороги ограничено. Главное, на дороге быть внимательным и не спешить.
Если вы увидели слабовидящего человека и решили ему помочь, не хватайте его под руку и не ведите, если он сам не попросил. Неправильной помощью вы можете только дезориентировать и навредить, хотя хотели совершенно противоположного. Прежде всего нужно уточнить, не нужна ли помощь. На этом особенно делает акцент гид со слабым зрением. Она также рассказала историю, когда ее знакомая, тоже слабовидящая, встречала сестру в метро. Стоя на определенной станции, она ждала следующий поезд, как вдруг почувствовала, что ее подхватили мужские руки и внесли в вагон. Поезд тронулся. Женщина поблагодарила мужчину за помощь и объяснила, что ей не нужно было никуда ехать, напротив, теперь она вынуждена добираться обратно, что весьма непросто. Мужчина очевидно был сильно сконфужен. Кстати, вы знали, что линия у края платформы на станции не просто так сделана выпуклой? По ней незрячие люди определяют, что дальше идти нельзя.
Но вернемся к экскурсии. Благополучно добравшись до пункта назначения, мы оказались в музее. Для людей с ограниченным зрением музеи оснащены тактильными экспонатами. Знаменитые произведения искусства они чувствуют руками, а описание читают на шрифте Брайля. Для этого экспонаты «оцифровывают» – делают 3D-модели скульптур и картин.
Со слухом и осязанием разобрались. А как быть с обонянием и вкусом? Наиболее полные ароматы раскрываются в темноте. В зале «Лавка» экскурсовод предложит узнать неповторимые запахи восточных специй, а в зале «Бар» – вкусы напитков под впечатления от пройденной экскурсии и «увиденного» в темноте.
В конце экскурсии гид с удовольствием ответит на все вопросы. Расскажет, что среди незрячих людей было много знаменитостей таких как Андреа Бочелли, Рэй Чарльз, Гомер и многие другие.
Гид также расскажет, что дети с ограниченным зрением читают книги и пишут. Для этого используют алфавит и шрифт Брайля.
Выходя из музея, чувствуешь, что все вокруг стало особенно четким и ярким. Взрослые после такой прогулки уделяют больше внимания своему зрению, а дети, которые боялись темноты, больше не чувствуют в ней опасности.
Каждый посетитель видит свой музей, свои экспонаты. В памяти остаются красочные эпизоды от «Прогулок в темноте» и понимания мира особенных людей.