27 мая Образцовый коллектив Московской области хореографическая студия «Фантазия» МБУ ДО Центра детского творчества представила 37-й отчетный концерт на сцене Дома культуры города при полном зрительном зале. Праздник начался с подведения итогов.
Впервые за 37 лет существования коллектив за текущий сезон завоевал пять гран-при! Танцоры студии приняли участие во всероссийских и региональных конкурсах в городах: Йошкар-Ола, Ярославль, Электросталь, Владимир, Раменское и Москва. В престижном конкурсе по хореографии Министерства образования Московской области «Юные таланты Московии» фантазеры стали лауреатами, всего же у «Фантазии» за сезон 46 дипломов лауреата 1 степени, 15 дипломов лауреата 2 степени и 2 диплома лауреата 3 степени! Кроме того, в этом сезоне студия четыре раза принимала участие в съемках популярной передачи Первого канала Леонида Якубовича «Поле чудес» с другом коллектива Сергеем Переверзевым.
Но этот праздник имел немного грустный оттенок, т.к. «Фантазия» простилась с двенадцатью выпускниками: Архиповой Лизой, Бирюковой Аней, Коряковой Аней, Кострюковой Дашей, Кузнецовыми Львом и Данилой, Максимкиным Даниилом, Меньщиковой Дашей, Тютеревой Евой, Цветновой Верой, Шишкиной Аней и Юдиной Мирой. Ребята в начале праздника получили свидетельства об окончании студии из рук директора ЦДТ Подолян Людмилы Олеговны, грамоту за достижения от педагогов. Затем красиво исполнили все свои номера, а в конце концерта младшие воспитанники вручили каждому выпускнику эксклюзивную куклу в образе любимого танца. Под занавес для них прозвучал последний звонок. В начале концерта зрители посмотрели фильм о выпускниках (автор – руководитель студии Н. Митина), а затем фильм – в благодарность студии, авторами которого стали родители выпускников. Родителям от педагогов были вручены благодарственные письма, прозвучали торжественные речи.
В студии, по вашим словам, занимается обычно сто детей, но иногда бывает до 120, а внутри они поделены на группы. Скажите, по какому принципу?
– По возрастному. Вот приходит, например, 10-летняя девочка, которая до этого ничем не занималась. Мы же не можем ее отправить к пятилетним детям… Она начинает заниматься с ровесниками, а мы наблюдаем, как она работает, что ей нравится или нет, получается ли… Бывает, что ребенок быстро втягивается, а бывает, что год-два позанимается и уходит, понимая, что это не его. Когда приходят девочки из спортивных коллективов – бальных, гимнастики или акробатики, то их очень трудно переучивать, но мы это делаем. Приходят девочки даже 12-13 лет, и при желании работать успешно танцуют до самого выпуска. Танцы — это одно из самых популярных творческих направлений.
Мне показалось, что на этом концерте было больше номеров современной хореографии?
— Если посмотреть программу, то увидим: классики — 7 номеров, современной хореографии – 10, эстрадных — 8 и народно-стилизованных — 5 номеров. Получается, что у нас примерно в равных долях представлены четыре направления хореографии. Для одного из детских коллективов нашего города это соотношение уникальное.
В студии четыре направления танца, и внимание примерно одинаково ко всем?
— У нас нет желания на чем-то специализироваться, главное — творческий процесс. Например, у меня есть давняя идея поставить татарский танец, но настоящий, самобытный, с интересным веселым сюжетом. Я уже год ищу хорошего хореографа, чтобы он занялся этой идеей и сделал номер так, как я его вижу. У нас был печальный опыт с белорусским танцем. Мы работали с опытным хореографом — доцентом, профессором, которого знает вся страна (не буду называть имени). Я его заранее предупредила, что мы не «народники», что у нас другая школа, мы не будем переучивать детей и заставлять их «дробить», поэтому нам нужен стилизованный танец. Но он поставил чисто народный, причем на приемах, напоминающих «прошлый век», что смотреть это было невозможно. И нам пришлось расстаться с этим хореографом. Выручила наша выпускница Светлана Румянцева, ныне руководитель прекрасного ансамбля народного танца «Гармония», которая профессионально стилизовала белорусский танец, и в первом отделении концерта все смогли полюбоваться ее шедевром. Кстати, этот номер уже стал лауреатом 1 степени нескольких конкурсов.
А вот китайский танец, показанный в конце первого отделения, возник совершенно случайно. Какое-то время назад я критично взглянула на наш репертуар и решила, что не хватает чего-то экзотического, самобытного, чего нет ни у кого. Пришлось полгода сидеть в Интернете, прочесть несколько диссертаций, изучить соответствие определенных цветовых гамм в костюмах разным эпохам, при какой династии правления какой цвет был в моде, а какой точно нельзя использовать в костюмах. Я это досконально изучила, пересмотрела в «ютюбе» много материала о танцах разных провинций, прежде чем был поставлен «Служители Лиюэ» (музыка и традиции – по мотивам зарождения придворных оркестров).
Некоторые ваши современные танцы я бы назвал философскими, как они рождаются?
— Все по-разному. Например, в прошлом году мы собрались на проект «Dance-college» (неделя погружения в техники разных танцевальных направлений). Организаторы объяснили нам: «Хотим вашему коллективу в подарок сделать две бесплатные постановки, одну – старшим ребятам, а другую – средним. Что вы хотите?» Для старших мне хотелось что-то гротесковое, юмористическое. Так родился «Кто здесь Дон Жуан?», под музыку П.Лещенко в постановке Даниила Благова. По сюжету первый парень на деревне танцует в окружении девушек, избалованный их вниманием, и вдруг на местную дискотеку зашла парочка – парень и деваха (брат с сестрой) на манер рокеров. Брат быстро завладел вниманием деревенских девчонок, а первого парня увлекла за собой смелая рокерша. Но тут появляется бабушка этих городских внуков. Она выдворила брата, вручив ему свой таз, «выковырила» внучку из толпы деревенских, всех их раскритиковала и уверенно покинула место событий. Все остались ни с чем…
А идея к номеру «Сны вершины» (по мотивам японских легенд), просто «прилетела» почти из ниоткуда. Мы знаем, что наши девочки сильны в классическом танце, но танцевать на пальцах (в пуантах) серьезные номера – удел профессионалов, а мы все-таки допобразование. И повторять известные классические стилизации тоже не интересно. И тут вспоминаю, что мы с Еленой Хаскиной (руководителем и педагогом «Фантазии»), периодически бываем в Государственном Большом театре РФ на престижном конкурсе Юрия Григоровича «Benois de la Dance». В один из конкурсов приезжал корейский балет, артисты которого танцевали как бы современную классику, но причудливо вплетали элементы спортивного ушу. Для нас это стало большим откровением, очень запало в память и в душу. И когда надо было принимать решение по постановке для средней группы, я рассказала организаторам об этой истории. Они подобрали нам классного постановщика Елизавету Морозову, которая нашла интересные японские легенды. Номер был поставлен за четыре репетиции. Но после «Dance-college» пришлось еще долго над ним работать, нарабатывать стиль, технику, и в результате получилось гениально. Этому свидетельствуют несколько гран-при в этом сезоне. Но в этом номере еще заложен глубокий философский взгляд на отношения людей…
Наши девочки вступили в так называемый пубертатный период, который сопровождается многими проблемами. Мы заметили, что девчонки стали ссориться. И хотя мы много с детьми разговариваем, стараемся научить их общаться, работать в команде, не все сразу получается. И в Dance-college произошла подобная ситуация. Мы, конечно, приняли меры – немедленно организовали орлятский круг (это важная воспитательная методика из нашего любимого ВДЦ «Орленок»). Мы сели в круг, спокойно начали разговаривать – обсуждать услышанное, рассуждать, как преодолеть проблемы, стараясь выслушать каждого. Обычно дети не могут спокойно объяснить, что с ними произошло, порой переходят на личности и даже оскорбления. Орлятский круг «учит» конструктивному разговору и поиску преодоления проблем. И, как правило, всё сразу встает на свои места, все успокаиваются и продолжают жить дружно. И в этот раз все получилось. Вдруг на следующий день хореограф Елизавета Морозова на репетиции прочла нам выдержки из разных японских легенд о поссорившихся птицах, где аллегорично всплыли те же ситуации, о которых мы говорили накануне. Каково было удивление девочек, когда они это все услышали! Возможно, поэтому они так вдумчиво исполняют «Сны вершины», что в зале не бывает ни одного равнодушного, и жюри так высоко оценивает этот номер. Его философия – «…достичь высоты (духовной) можно только в команде, поддерживая и понимая друг друга, помогая преодолевать отчаянье, быть упорными и двигаться только вперед. Только так можно обрести бессмертие…»
У нас в студии главное — воспитание детей, танец – это способ воспитания. Всю жизнь об этом говорю и не устану это повторять. Научить детей двигать руками и ногами может любой хореограф. Но мы имеем дело с детскими душами, они ничего не знают про свое сообщество, про отношения между людьми, как нужно ладить, как поддерживать друг друга, что нельзя ссориться и переходить на базарный уровень, о том, что любую проблему можно решить словами, что обо всем можно договориться. Мы очень много с детьми об этом разговариваем, начиная с младшего возраста. В старину бабушки говорили, что воспитывать ребенка нужно, пока поперек лавки лежит. Поэтому у нас на каждом возрастном этапе своя определенная методика воспитания, и о каждом возрасте мы знаем все. Поэтому различные организаторы проектов, члены жюри разных конкурсов отмечают воспитанность и интеллект наших детей.
С Еленой Хаскиной вы очень давно вместе, а новичков нужно обращать в свою «веру»?
— Лена – моя любимая ученица, мы с ней встретились в ее 8 лет и с того времени вместе. Вот Александра Николаевна Лукина — это нам неожиданный «подарок», она первый год отработала в нашей студии. Очень талантливый хореограф, у которого два образования и два красных диплома, она и педагог, и хореограф, и еще — серьезный, думающий человек, но с большим чувством юмора. Почти все современные композиции — это ее постановки. У зрителей на отчетном концерте они вызвали восторг.
Встретились мы случайно. На репетиции к концерту в рамках ДАКСа – 2023. Я увидела ее, когда она репетировала со своим коллективом. Я набралась смелости и подошла к ней с предложением поработать у нас. Она согласилась, и сразу влилась в нашу команду. Саша из тех, кто любит учить, делает это с огромным энтузиазмом, но и любит учиться сама, не застревает и не почивает на лаврах. Современная хореография очень разноплановая, и то, что делает Саша в нашем коллективе, это то, о чем я давно мечтала. Да и у нас ей нравится работать: мы одинаково стремимся к высокому культурному уровню, стараемся хорошо образовывать наших воспитанников, заботимся об их моральном здоровье, развиваем их физически, принимаем с восторгом все ее идеи, и костюмы для ее номеров начинаем шить сразу, как только началась работа. Поэтому обратить Сашу в свою «веру» нам не составило труда – она пришла к нам уже готовым фантазером.
С малышами у нас работает новый хореограф Софья Парфенова. Она тоже работает первый год, но уже поставила два номера: один «Круче всех», который исполнили самые маленькие участники студии, а также «Летний денек» для девочек постарше (ей помогала Александра Лукина). Софья танцевала с детства, она выпускница ансамбля «Иван да Марья», но юрист по образованию и работает в этом качестве. А к нам приходит поработать для души. Софья так же, как и Александра, пришлась ко двору. Ей очень нравится работа с детьми, она очень старается, ко всему относится ответственно. Конечно, мы ей помогаем, у нас все дружно, и она — молодец.
Но танцевальные номера ставят не только преподаватели студии. При необходимости мы приглашаем хореографов-профессионалов, причем не только для старших детей, но и младших, все в равной степени. Например, на номера «Балаганчик» и «Детская площадка» для младших групп мы приглашали постановщиков из Рязани Анну и Ульяну Кряжевых, руководителей театра танца «Банзай». Конечно, поставить номер – это полдела. Его еще надо доводить «до ума»: разучить с детьми текст, распределить всех по местам, которые они должны запомнить, добиться попадания в музыке, артистизма, подобрать или отшить костюмы. И со всем этим прекрасно справилась Елена Хаскина.
Для чего переводные экзамены?
— Студия находится в системе образования, и мы даем свидетельство о ее окончании уже 35 лет. Этот документ многим детям потом помогает при поступлении в вузы, даже непрофильные. Поэтому в конце каждого учебного года проводятся различные открытые занятия в разных формах.
В апреле этого года у нас были переводные экзамены в средней и младшей группах, по классическому и современному танцам, у меня и у Саши, а у старшей группы был выпускной экзамен. В младшем отделении под руководством Елены и Софьи проводились открытые занятия в конце мая, после отчетного концерта. И на экзаменах, и на открытых занятиях всегда присутствуют родители. И в этом году они были в восторге от увиденного. Некоторые обращались к нам с вопросом: «Как вы это делаете?». Ведь концерт – это только вершина айсберга, а на экзаменах и открытых занятиях показывается совсем другая программа, и мы за год успеваем подготовить много сложных вещей, отрабатывая технику прыжковую, вращательную и многое другое. Мы специально приглашаем родителей, чтобы они видели эту рутинную работу, и осознавали, как потом рождается танец, вся эта красота на сцене. После этого у них совершенно меняется отношение и к труду ребенка, и к труду педагога. Не все, правда, но многие начинают понимать, что если их ребенок пропустил занятие, то он подводит и группу, и педагогов, да и весь свой коллектив.
А еще в начале июня мы провели десятидневный летний интенсив – это третий вид нашей танцевальной деятельности. Здесь дети трудились над развитием своих физических возможностей и факультативной танцевальной техникой, более сложной, и поэтому очень интересной. Все это позволит в следующем сезоне исполнять еще более сложные номера, и, надеемся, это нам поможет выйти на еще более высокий уровень. Спасибо всем родителям, которые нас в этом поддерживают, и ребят, которые почти в полном составе, несмотря на лето, увлеченно занимались. На последнем занятии они получили вкусный приз и сертификат Летней танцевальной школы, и с чувством исполненного долга мы все устремились в лето…