Администрация отчиталась об исполнении бюджета за 2018 год: из собранных налогов в городе осталось меньше 10 процентов, а на поддержку предпринимательства из бюджета ушло в три раза больше средств, чем на социальную помощь населению. При этом бюджет назвали социально направленным.
«Надо пообедать, а то сейчас «публичка», потом еще куча мероприятий, – уже не успеем перекусить,» – на бегу посоветовала одна из сотрудниц администрации своим коллегам, проходя мимо стола регистрации на публичные слушания в столовую, находящуюся на том же этаже. Утверждение показалось достаточно странным, так как для проведения подобного мероприятия такого количества сотрудников администрации явно бы не понадобилось, а подумать, что все обитатели Белого дома вспомнили, что они еще и жуковчане, опыт не позволял. Однако жизнь не перешутишь.
Во вторник, 14 мая, на 15.00 в актовом здании администрации были назначены публичные слушания по исполнению бюджета за 2018 год. Время, как всегда, располагало к тому, чтобы никто не пришел. Однако основной причиной отрицательной мотивации стала сама тема публичных слушаний. Согласитесь, какой смысл обсуждать траты, которые уже были произведены? Но, видимо, если слушания проводят, значит это кому-то нужно, всегда можно рассказать об открытости власти и эффективной работе государственных институтов.
В конечном итоге, к 15.00 административным ресурсом смогли заполнить пятую часть зала, благодарные слушатели расселись в разных частях зала, в основном подальше от сцены. Прибежавший задокументировать проведение публичных слушаний сотрудник пресс-службы попросил всех сесть кучнее, чтобы сделать хорошую фотографию, чем вызвал немало шуток на тему востребованности публичных слушаний. Львиная доля исходила от депутатов, которые перед выборами наконец-то заинтересовались любыми публичными мероприятиями. Хотя в этот раз их ждал сюрприз – электорат, которому надо было доказывать свою заботу, не пришел, а сотрудники администрации в число неопределившихся уже давно не входят.
В президиуме расположились председатель депутатской комиссии по бюджету Александр Федоров и первый заместитель главы города Ольга Редькина, которая и зачитала презентацию, параллельно идущую на экране. На первый взгляд сухие цифры на самом деле показали достаточно много, а главное целеполагание власти при оценке бюджета: важны проценты выполнения плана, а не сама суть и экономическая целесообразность. За каждой цифрой тут же назывались проценты выполнения, близкие к максимуму, а также ссылка на увеличение показателей. Там, где напрямую это не получалось сделать, предоставлялась иная методика расчета с объяснением, что это более корректно. То, что муниципальный бюджет по многим программам софинансировал пожелания, спущенные сверху и не всегда являющиеся приоритетными для жителей, осталось за кадром отчета об успехах в стиле увеличения надоев.
Фактическое исполнение бюджета г.о. Жуковский за 2018 год составило по доходной части 3 млрд 631 млн рублей, по расходной части 3 млрд 836 млн рублей, дефицит составил 205 млн рублей. Исполнение доходной части бюджета выросло на 11% по сравнению с 2017 годом. Исполнение расходной части увеличилось на 19,8 %.
Всего в 2018 году в бюджетную систему РФ поступило налоговых доходов на общую сумму 14,5 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет – 5,9 млрд рублей, в областной бюджет 7,3 млрд, в местный бюджет 1,3 млрд рублей. Пожалуй, это все, что нужно знать о местном самоуправлении и централизации власти в России.
Крупнейшими плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) являются ЦАГИ (11% от общей суммы), НИИП (6%) и ЛИИ им. М.М. Громова (5%).
Объем неналоговых платежей за 2018 год составил 281 млн рублей, в том числе за аренду земельных участков поступило 165 млн рублей, за аренду муниципального имущества – 55 млн рублей, и доходы от продажи материальных и не материальных активов составили 32 млн рублей, доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, составили 7 млн рублей.
Доля безвозмездных поступлений (трансфертов из бюджетов других уровней) составила 57% (51,6% в 2017), в цифрах это 389 млн рублей. Это обусловлено увеличением объема денежных средств на формирование современной городской среды. И это полезно знать тем, кто живет в благоустроенных дворах, гуляет на набережной ул. Федотова или в скверах, и смотрит на проезжающие машины на скамейке около дороги по ул. Фрунзе.
Как заявила Ольга Редькина, «бюджетная политика в области расходов в 2018 году была направлена в первую очередь на сохранение социальной направленности бюджета, повышение результативности бюджетных расходов, оптимизацию расходов бюджета в целях сохранения экономической стабильности и устойчивости выполнения социальных обязательств».
Структура расходов в разрезе источников финансирования сложилась следующим образом: за счет средств местного бюджета 1 млрд 793 млн рублей, за счет средств из областного бюджета – 1 млрд 824 млн рублей, за счет средств из федерального бюджета 217 млн рублей. То есть налогов в федеральный бюджет ушло на 5,9 млрд бюджет, а субвенциями вернулось 217 млн, в областной бюджет ушло 7,3 млрд рублей, а вернулось 1,8 млрд.
Основная доля в расходах приходится на образование (52% от общей суммы) и ЖКХ (18%). По 8 % приходится на муниципальное управление и культуру.
Образование
На образование в г.о. Жуковский в 2018 году было потрачено 1 млрд 982 млн рублей. Дошкольное образование 783 млн рублей, общее образование 877 млн рублей, дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей – 272 млн рублей, обеспечивающие программы – 50 млн рублей.
Рост расходов связан с увеличением заработной платы, ведь это был 2018 год, когда перед выборами президента все кинулись выполнять «майские указы» 2012 года. Расходы на образование также включили в себя ремонт общеобразовательных школ учреждений на закупку оборудования – 12 млн 162 тысячи рублей. На сумму 66 млн рублей проводился ремонт и укрепление материально- технической базы учреждений дополнительного образования, из них 64 млн рублей было израсходовано на ремонт ЖДШИ № 1.
ЖКХ
На формирование современной городской среды из бюджета 2018 года ушло 517 млн рублей. Это обустройство набережной на ул. Федотова, 2-я очередь – 11,6 млн рублей, благоустройство территории, прилегающей к ДК по ул. Фрунзе – 11,8 млн рублей, благоустройство дворовых территорий – 348,7 млн рублей, а также работы по асфальтированию внутриквартальных дорог, благоустройству и озеленению, выполненные МБУ «Центр дорожного хозяйства, благоустройства и озеленения», приобретение техники для обеспечения всего этого, капитальный ремонт муниципального имущества, взнос на капитальный ремонт муниципального имущества в многоквартирных домах, софинансирование ремонта подъездов по губернаторской программе.
На развитие дорожно-транспортного комплекса в 2018 году было израсходовано 95,2 млн рублей, в том числе замена остановочных павильонов на сумму 48 млн рублей. То есть чехарда с остановками, которая в некоторых местах повторяла цикл снос-установка ни один раз, обошлась в половину от всей суммы, выделенной на дороги.
Муниципальное управление
На муниципальное управление потратили 306 млн рублей, в 2017 году было 284 млн рублей. На эти средства обеспечили реализацию полномочий администрации г.о. Жуковский. В эту строку расходов вошла деятельность МФЦ, предоставление госуслуг, межевание и кадастрирование земельных участков.
Культура
На культуру в 2018 году потратили 300, 9 млн рублей. Для сравнения, в 2017 году расходы по этой строке бюджета составили 188 млн рублей. Согласно отчету, в учреждениях культуры также не обошлось без повышения заработной платы во исполнение «майских указов», на рост расходов повлиял и капитальный ремонт здания театра «Стрела» – 124 млн рублей. При этом на развитие библиотечного дела в 2018 году было потрачено 42,6 млн рублей, не совсем понятно, как при этом случился скандал с сокращением и оптимизацией этого самом библиотечного дела в г.о. Жуковский.
Разнообразие муниципальных программ и приоритетов
Остальные направления получили финансирование в более скромных размерах.
В рамках муниципальной программы «Предпринимательство» было потрачено в 2018 году 159 млн рублей, почти в два раза больше, чем в 2017 году. Это связано с увеличением расходов на осуществление мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития наукограда. ЖВ уже писали о том, как за бюджетный счет закупалось оборудование, которое в 2019 году передали в безвозмездное пользование частной инновационной компании. Предпринимательство оказалось именно той сферой деятельности, которую решили поддержать рублем, а точнее бюджетом. Между тем, все словари дают вполне четкое определение понятия «предпринимательство» – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке. Однако в данном случае риски решил взять на себя муниципалитет, закупив оборудование за свой счет. В принципе, в сложившейся ситуации это и есть самая устойчивая бизнес-модель для предпринимателей из административного пула.
На развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни населения г.о. Жуковский потратили 153,9 млн рублей. Еще одна популярная муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» обошлась бюджету в 105 млн рублей. На безопасность населения города потратили в 2018 году 56,1 млн рублей, в основном, это касалось установки камер видеонаблюдения. На социальную помощь населению в прошлом году ушло 48 млн рублей. На муниципальную программу «Жилище» израсходовано 47,5 млн рублей, средства пошли на покупку квартир детям-сиротам и расселение из жилья с высокой степенью износа.
На развитие институтов гражданского общества, развитие местного самоуправления и реализацию молодежной политики из бюджета в 2018 году ушло 28 млн рублей, из них 4 млн рублей – на информирование (а точнее пиар власти) в СМИ и 24 млн рублей – на организацию мероприятий по патриотическому воспитанию, обеспечение программ оздоровительного лагеря «Восток-2», организацию мероприятий по раскрытию потенциала молодежи, обеспечение программ подростково-молодежного центра «Дружба». В принципе про развитие местного самоуправления все становится абсолютно ясно после взгляда на расходную и доходную часть, когда 90 процентов собранных налогов уходят вверх по вертикали власти, а потом в разы меньшие суммы возвращаются в город в качестве подарка с барского плеча. На недоуменные вопросы, зачем нам такие бессмысленные траты, неизменно указывалось, что «дареному коню в зубы не смотрят». Институты гражданского общества – это, конечно, хорошо, но не в разрезе освоения бюджетных средств.
Про экологию в 2018 году тоже не забывали, на муниципальную программу «Экология и окружающая среда» было потрачено 3,4 млн рублей, причем одна из подпрограмм включала в себя лесоустройство. Под этим громким словом обычно понимают точечные посадки деревьев, но тут возникает вопрос: во время самих этих акций чиновники утверждают, что саженцы предоставлены меценатами, а потом вдруг в бюджете указываются расходы на покупку этих самых саженцев.
После доклада Александр Федоров предложил задавать вопросы, однако зал молчал, довольно наглядно показывая, что «караул устал ждать». Либо отчет снял все вопросы. потому что я давно уже не слышала такой полной статистики, на заседании Совета депутатов доклад о бюджете обычно укладывается в 3-5 минут, этого достаточно, чтобы депутаты приняли все, что угодно. Либо вопросы и не предполагались, так как по классике жанра статисты права голоса не имеют, да им этого и не надо. В любом случае публичные слушания прошли, мы получили цифры, чиновники – фото и «галочки», а жители города просто не пришли, возможно, это и есть самый правильный вариант.