Решением некоторых субъектов РФ согласно п. 148 (30) постановления Правительства РФ от 16.05.2011 №354, в частности, губернатором Московской области, в 2015 году изменена плата расчета услуги обращения с ТКО, теперь считается не от количества граждан, проживающих на жилой площади, а от размера этой площади.
Это решение, на мой взгляд, привело к негативным последствиям для жителей и нарушению законодательства, Конституции и Налогового кодекса РФ. И я несколько лет пытаюсь восстановить логику и законность.
Мое очередное обращение в апреле этого года в Генеральную прокуратуру для правовой экспертизы решения подмосковного губернатора было перенаправлено прокурору Московской области. И дальше все вернулось в область отписок.
Поэтому приведу еще раз свои аргументы, что «метры мусорить не могут», поэтому плата за вывоз ТКО в таком формате – не оплата услуги, а побор.
Какую цель преследовал губернатор, заменив плату за эту услугу исходя от площади, а не количества граждан, проживающих на этой площади? Площадь – источник денег мусорной реформы! Плата взимается не за фактически произведенные работы, а по факту того, что вы имеете площадь.
Цель заранее была очевидной, так как губернатор знал, что «перерасчет не предусмотрен в случае установления платы (за вывоз мусора), исходя из размера жилой площади помещения». Собственники должны были платить со всех своих помещений за вывоз мусора, даже не проживая там. Жители городов Подмосковья обязаны были платить двойную плату за услугу обращение с ТКО с квартиры и дачи, в том числе, за виртуальный мусор, проживая только на даче.
Миллиардные поборы с граждан были прекращены Правительством РФ, которое выпустило постановление №2076 в марте 2023 года, обязав производить перерасчеты.
Таким образом гражданам субъектов РФ, оказавшимся заложниками этих поборов, следует считать, что они попали под «раздачу» законно. Но, ведь получая деньги с граждан РФ за вывоз виртуального мусора, региональные операторы нарушали закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 в части неоказанной услуги. Куда ушли эти деньги ни правоохранителей, ни прокуратуру не интересует.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что «твердыми коммунальными отходами (ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившиеся свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Обозначая жилую площадь в качестве виртуального источника мусора для человека, тем самым губернатор вступает в противоречие с законом № 89-ФЗ. Считать нежилую площадь, как «источник мусора» возможно опосредовательно лишь для расчета только для объектов общественного назначения, имея в виду миграцию посетителей в этих объектах. В силу этого закона площадь, как единица расчета за услугу обращения с ТКО, не может быть принята как альтернатива расчета от количества граждан, проживающих в МКД.
Администрация губернатора для расчета этой услуги гражданам, проживающим в МКД, пользуется формулой (9.2) Правил №354. В эту формулу включен назначенный норматив на площадь, как «источник мусора», и отсутствует норма накопленного мусора для физического лица, что принципиально важно. Как следует из этой формулы, результат расчета прямо пропорционален размеру жилой площади, не имеющей ничего общего с фактическим накоплением мусора жителями МКД.
Получается, что факт начисления на жилую площадь является дополнительным налогом на имущество граждан, под каким бы предлогом он не скрывался. Это нарушение Налогового кодекса также отметил депутат Госдумы Матвеев. Как следствие, величина такого налога приводит к нарушению части 2 статьи 19 Конституции РФ, определяющей равенство прав граждан независимо от имущественного положения, а также ставит гражданина в условие ограничений выбора им площади жилья.
Размер этого налога лишь подтвердил представитель оператора «Эколайн-Воскресенск: «живете в большой квартире, можете и платить больше». Такое циничное заявление мы услышали на «Дне разъяснения тарифов», организованном региональным министерством ЖКХ еще в 2019 году.
В ответе прокуратуры Московской области от 02.05.2024 заместитель начальника управления Н.В.Михлина предопредила результат экспертизы тем, что «постановление губернатора от 24.07.2015 № 605/26 утратило силу в связи с постановлением правительства МО от 18.12.2018 № 970/45, на данном основании правовой и антикоррупционной экспертизе не подлежит».
То есть, закон изменен, причем не в той части, которую я оспариваю, и экспертиза невозможна. При этом предмет экспертизы, единая единица расчета услуги обращения с ТКО – «площадь», осталась прежней и в новом постановлении.
Методические рекомендации проведения правовой экспертизы правовых актов субъекта РФ в соответствии с приказом Минюста от 31.05.2012 №87 предусматривают оценку актов на соответствие Конституции РФ, законодательству РФ, целей и задач закона, выявление возможных позитивных и негативных социально- экономических последствий закона. К сожалению, эти рекомендации остались без внимания Н.В. Михлиной.
Ведь энтропия негативных последствий решения губернатора, приведенная выше, запредельна. Уже прошел год, как вице-премьер В.В. Абрамченко и депутат Госдумы РФ М.Н. Матвеев поддержали переход оплаты услуги обращения с ТКО на учет фактического накопленного мусора, а не по нормативу по площади.
Е.И. Музыкин, пенсионер.