Традиционный весенний концерт Жуковского симфонического оркестра, состоявшийся 26 мая, превзошел все ожидания. Во-первых, репертуаром — слушателям была представлена постановка комической оперы «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта на сюжет комедии Пьера-Огюста Бомарше в современном формате «semi stage» (полусценическая версия), когда на сцене рядом с оркестром были скупые декорации, которые при необходимости трансформировались самими актерами в различные формы и конструкции. Арии исполнялись на итальянском языке, а минимум диалогов на — русском, что вполне давало возможность зрителям понимать детали сюжета. Наряды актрис условно соответствовали прошлому времени, актеры же выглядели более современно. Но зрителей это волновало мало, они были очарованы вокалом исполнителей, их энергией и самоотдачей, с которой они жили на сцене. Молодые, красивые голоса звучали, казалось, безукоризненно и вместе с оркестром и хором создавалась волшебная музыкальная ткань спектакля.
Постановка была осуществлена студентами Академии хорового искусства им. В.С. Попова под руководством преподавателей: Илья Вашерук, заведующий кафедрой музыкально-театрального искусства, Ксения Кошкина, режиссер, Наталия Анастасьева, сценарий.
В спектакле принимали участие Жуковский симфонический оркестр Дома культуры, художественный руководитель и главный режиссер, народный артист России Сергей Скрипка, а также народный академический хор «Кредо» Дома культуры, руководитель Гадель Абдурахманов, к слову сказать, выпускник Академии хорового искусства им. В.С. Попова.
Когда в зале стихли аплодисменты, я обратился к Илье Вашерук: «Расскажите об истории постановки этого оперного спектакля».
— На нашей кафедре мы непрерывно работаем над оперными спектаклями, потому что мы обязаны подготовить студентов к музыкальному театру. Известно, что четверку самых популярных в мире опер составляют: первая – «Кармен», потом – «Травиата», «Свадьба Фигаро» и «Евгений Онегин». Мы выбрали для постановки «Свадьбу Фигаро», это тоже классика, шедевр бессмертный.
В свое время наша кафедра подала заявку на грант в президентский «Фонд культурных инициатив», и мы его выиграли. У нас в заявке было 6 спектаклей, три раза дали «Волшебную флейту» и три раза – «Свадьбу Фигаро». Грант – это 3 миллиона руб. на постановку двух спектаклей по три раза: на пошив костюмов, покупку и подготовку декораций, оплату оркестра и прочее – все в наше время стоит денег. Выиграв грант, мы поставили оперу «Свадьбу Фигаро», и выпустили ее. Уже были спектакли в театре, в Академии, в Доме музыки, и в нескольких городах Подмосковья. Через год эту оперу пел второй состав студентов, сейчас – уже третий, все студенты хотят участвовать в этом проекте.
Как вы попали в Жуковский?
— Несколько лет назад мы выступали в этом Доме культуры, тогда мы давали оперу «Дон Жуан», но под рояль. Мы были в 2019 году, поездка запомнилась историей: когда после спектакля в мою машину на парковке грузили реквизит, то к нам в машину забрался кот. В Москве моя жена увидела хвост, за который мы вытащили кота, у него была сломана нога, и мы оставили его у себя. Кота прозвали «Дон Жуан Ильич Жуковский», сокращенно – «ДЖУС». А нога благополучно зажила.
В Жуковский мы приезжали еще раз, и выступали вместе с оркестром Сергея Ивановича. Тогда мы пели арии из разных опер, в первом отделении из опер Моцарта, а во втором — из опер Чайковского. Тогда мы проверили свои силы с Жуковским оркестром, и вот привезли оперу целиком, с сюжетом, декорациями, костюмами. Некоторые наши выпускники, которые пели арии с вашим оркестром, сейчас уже работают за рубежом в известных музыкальных театрах Мюнхена, Парижа, Берлина и других музыкальных центрах.
Раз вы в нашем ДК не первый раз, то трудностей в подготовке спектакля не было?
— Самая главная трудность была одна — приехать утром в воскресенье на репетицию, в выходной так хочется поспать. В спектакле занято десять исполнителей по числу ролей. Спектакль подготовили за семь репетиций, для ребят — шесть и одна репетиция моя. Я потом уже понял, что на нее нужно было пригласить людей, регистрирующих рекорды Гиннесса. Сергей Иванович пригласил меня, чтобы я с оркестром спел всю оперу на итальянском языке. Мне кажется, что в мире не было такого прецедента, тем более что я пел ритмично, вместе с оркестром. Такое бывает крайне редко, чтобы один человек спел всю оперу от начала и до конца. По завершении репетиции Сергей Иванович подошел, обнял меня и поблагодарил — он понимал, как трудно было мне, и как важно это было для оркестра.
Почему для оркестра важно?
— Это нужно было, чтобы оркестр познакомился с музыкой, темпами, языком, купюрами, ферматами, остановками, то есть со всеми нюансами, которые есть в музыке оперы. Я хочу сказать, что очень благодарен возможности побывать в Жуковском. Я же местный, родился в Удельной 62 года назад, и мне здесь все близко. После завершающей репетиции я поехал в Удельную и прошелся по местам моего детства.
Как вы оцениваете сегодняшнее выступление?
— Сегодня был блестящий вариант, самый лучший спектакль из всех семи, которые мы сыграли. Думаю потому, что Сергей Иванович очень опытный музыкант, и он прекрасно руководил всеми поющими и играющими на сцене, а исполнять оперу — это очень тяжелый труд. И мы справились, и оркестр справился, и хор справился, и публика справилась — ведь это не просто слушать трехчасовую оперу на итальянском языке. И все мы — молодцы!!!