В Доме ученых ЦАГИ с сольным концертом выступил Павел Нерсесьян, пианист, педагог, профессор Московской консерватории и Бостонского университете, заслуженный артист России
В программе первого отделения прозвучали: Ф.Шопен Три ноктюрна ор. 15, Баркарола ор.60, Скерцо №4 ор.54, Анданте спианато и большой блестящий полонез ор.22.
Во втором отделении: Ф.Шуберт — Ф.Лист песни «Серенада», «Лесной царь», Ф.Шопен Баллада № 3 ор.47, Баллада № 4 ор.52.
Благодарная публика выразила свое восхищение овациями и букетами цветов, а музыкант непринужденно на бис исполнил две чудесные пьесы.
После концерта также непринужденно он ответил на мои вопросы.
В антракте, кто-то из музыкантов, как комплимент, сказал, что вы исполнили часть произведений Шопена, которые играются нечасто.
– Во-первых, у Шопена для профессионалов малоизвестных произведений нет, потому что он написал не очень много, и 99% – это музыка потрясающего качества, гениального. Поэтому играют всё. Бывает, что ранние мазурки, пару ранних вальсов и пару ранних полонезов играют немного меньше, но их тоже играют. Из сегодняшней программы абсолютно все играемо и очень популярно. От того, что некоторые играются меньше, не значит, что они непопулярны. Если бы Шопен написал еще, то все были бы очень рады, но к сожалению…
А почему вами выбраны эти вещи?
Дело в том, что в этом есть какая-то вынужденность, а ничего уникального в этой программе нет. Потому что у меня было много разных программ, в том числе камерной музыки со скрипачами и певцами, и нужно было из них сделать сольную программу. Я собрал в нее Шопена и Шуберта, но это потребовало подготовки. Поэтому в этой программе все вещи играны мной раньше.
Кроме того, мне нравится, когда в программе разные характеры исполняемых вещей, и не нравится, например, играть только драмы или только веселое, или только танцевальное. Это даже бывает немного трудно. А приятно, когда есть и короткое, и длинное, а также и повеселее, и погрустнее. Это показывает автора не как однообразного музыканта, а раскрывает его как человека богатого.
Я обнаружил, что вы родились в Раменском.
Да, и на этой стороне железной дороги, там был роддом, который, я знаю, сгорел. С Раменским я как-то связан до сих пор. Сегодня на концерте была женщина, которую я знаю с глубокого детства, она работала в Раменской горбольнице вместе с моей тетей, которая была заведующей отделением невропатологии.
Так вы наш земляк?
Земляк, но я земляк всего на свете, – улыбнулся маэстро.
Еще я обнаружил, что в августе у вас будет не просто день рождения, а круглая дата в 60 лет.
Я тоже обнаружил, – смеясь подтвердил он.
Как вы относитесь к таким датам?
Никак, я не чувствую себя на этот возраст. Я удивляюсь и представить себя не могу, когда вижу, что мне 60. Внутри остаешься подростком, но устаешь. Усталый подросток — это мое состояние. Я не могу сказать, что это хорошо, наверное, что-то незрелое в этом есть. Но как есть, так есть. Со стороны я вижу себя достаточно хорошо.
Встретив в фойе преподавателей музыки ЖДШИ № 1, я спросил их о впечатлениях.
Наталия Васильевна Сысоева, преподаватель по классу скрипки:
«Таких пианистов, как Павел Нерсесьян, в наше время, практически, нет. Это потрясающее звукоизвлечение, гениальный стиль, совершенное понимание и передача музыки, а владение инструментом — виртуознейшее. Это гениальное исполнение Шопена, и лучшего я, наверное, не слушала за последнее время. Это такое счастье, что мы его сегодня слышим, что он приезжает к нам, что есть еще такие пианисты нашей, русской школы, которыми мы гордимся.
На его концерте в Жуковском я третий раз. Жуковскому крупно повезло, что в город ежегодно приезжает пианист высочайшего уровня, это большое счастье — слышать и наслаждаться игрой такого музыканта!»
Ольга Львовна Богданова, преподаватель по классу фортепиано, привела на концерт несколько своих учеников.
«Павел Тигранович — замечательный музыкант, в котором есть такая простота и естественность, за которыми чувствуется невероятное мастерство. Его слушаешь, идешь за ним, веришь ему и хочется, чтобы он играл бесконечно».