День рождения города состоялся месяц назад. Для большинства жуковчан почти незаметно. Он стал соответствовать времени: ни уму, ни сердцу. Потому что города как сообщества объединенных общей идеей и общей любовью людей больше нет. И не потому что люди стали другими, просто идея кончилась, а любовь не живет без предмета любви.
Это не мои слова, это сказал бывший чиновник, который «сам от себя не ожидал», что будет сильно не любить вертикаль власти и тосковать по местному самоуправлению.
В семьдесят седьмой день рождения наукограда он попросил меня не писать «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», а хотя бы начать разговор о главном – как жуковчанам вернуть их Жуковский, где люди имеют значение, авиация смысл, а наука уважение.
Ученый ЦАГИ и профессор ФАЛТа МФТИ Валерий Николаевич Голубкин уже три года находится в заключении. По совершенно абсурдной и оскорбительной для него статье 275 УК РФ – госизмена. Ни во время следствия, ни в суде ученый не признал своей вины.
Он категорически отвергал и отвергает по сей день претензии со стороны следственных органов, назвавших его действия по участию в международном проекте ЦАГИ преступлением. Один из ведущих специалистов в области гиперзвука сделал то, что обязан был делать по договору: отправлять документальный отчет в рамках исполнения договора по работе над гиперзвуковым гражданским самолетом НЕXAFLY-INT международному представителю проекта за рубежом. Более того, Валерий Голубкин представил доказательства того, что отправленные им документы прошли проверку трех компетентные комиссий, не обнаруживших в них никакой гостайны.
Тем не менее, после двух лет следствия (которые ученый провел в СИЗО Лефортово ) суд приговорил Валерия Голубкина к 12 годам колонии строгого режима. Совершенно безумный (сталинский ) срок, хотя по статье «госизмена» он является нижним пределом.
Ученый и его защита обратились в апелляционный суд Москвы, но он оставил без изменения решение суда первой инстанции, что является основанием для вступления приговора в законную силу. Осенью прошлого года Валерия Голубкина этапировали в колонию: 71-летний ученый, доктор технических наук, профессор, муж, отец и дедушка большой дружной семьи стал просто ЗК. С тех пор у него не было свиданий с семьей, и он ни разу не проходил проверку на онкомаркеры по основному заболеванию – рак в ремиссии.
Однако 17 апреля на судебном заседании по жалобе Голубкина Верховный суд отменил решение апелляционного суда. А именно, отправил его на новое рассмотрение. Что это означает по существу покажет время, а именно повторное рассмотрение апелляции на приговор. Однако Мария Эйсмон (адвокат ученого) предостерегла группу поддержки Валерия Голубкина от чрезмерного оптимизма. Отвечая на вопросы журналистов и публики, она отметила, что речь может идти о технических (процессуальных) деталях предыдущего решения апелляционного суда. То есть претензии Верховного суда могут касаться буквы процесса, а не духа закона по содержанию.
Тем не менее, Мария Эйсмонт подчеркнула, что дело Валерия Голубкина вернулось в ту точку, когда приговор 12 лет строгого режима, не вступил в законную силу. То есть, у защиты есть право снова опротестовывать приговор в апелляционной инстанции. А пока Валерий Николаевич будет находиться в Москве, в СИЗО «Лефортово», что по сравнению с колонией значительно лучше: он может получить свидания с семьей, пройти скрининг по онкологическому заболеванию, чаще получать письма через ФСИН-письмо.
Что будет дальше сказать трудно. Пока (и это больно осознавать) мы радуемся не проблескам справедливости, а более сносным условиям несвободы. Мы радуемся тому, что 17 апреля хотя бы увидели самого Валерия Николаевича, пусть в стеклянной клетке, но живого, хоть условно, но здорового. Пусть немного уставшего, но улыбающегося всем, кто пришел его поддержать в зале суда. Надо признать, у него потрясающая улыбка: умная, добрая и полная достоинства. Через стекло трудно разговаривать, не все удается услышать, но он отвечал каждому, кто что-то пытался спросить. И даже шутил, его прекрасное чувство юмора никуда не делось, оно с ним. Если физики шутят, значит мир еще не сошел с ума окончательно, это слегка обнадеживает. Удивительно, но Валерий Николаевич за эти годы в тюрьме не потерял связь с реальностью (спасибо адвокату и семье). Мне показалось, он в курсе того, что происходит в стране, в институте, в городе. Я удивилась, когда он спросил нас через стекло, как похоронили летчика? Оказывается, он знал, что умер Анатолий Квочур. А еще он передал слова благодарности всем читателям ЖВ, которые поддерживают его все эти три безумных года. Которые ни одной минуты не верили в его виновность, никогда не считали его изменником и всегда говорили, что такие как Голубкин – это лучшие люди Жуковского, его символ и суть.
Да, у нас сейчас мало поводов для оптимизма. И город вовсе не похож на наукоград. Как бы ни фотографировались у памятника Жуковскому в день рождения города назначенные чиновники и неизбранные депутаты. Все они – малосодержательная часть эпохи, которую когда-нибудь назовут смутным временем теней. Это когда правда в плену у лжи, порядочность в застенках лицемерия, а наука – на скамье подсудимых у несуществующего правосудия.
Но рано или поздно все проходит (слава богу). И боль, и отчаяние, и ощущение беспомощности. Перемены – отличная вещь, когда их не ждешь, а что-то делаешь. Хорошее, важное, правильное с точки зрения кармы. Ну, например, поддерживаешь достойных людей, пишешь письма политзаключенным, которых в нормальной стране не должно быть … не делаешь того, что в здоровом обществе считается постыдным… Ведь суть любой формы выживания в смутные времена – сохранить себя, свою душу и разум. Как, впрочем, и суть выживания любого города – сохранить смысл своего существования.
Этот смысл сегодня утерян, давайте признаем честно. Не бывает настоящих наукоградов, если настоящие ученые сидят в тюрьме. Причем, конкретно – за свою работу.
И это повод отмечать день рождения города не 23 апреля, а каждый раз, когда удается не молчать, когда поддерживаешь письмом невинно осужденных цаговских ученых, когда на очередной апелляции в суде видишь знакомые лица. Лица жуковчан, пришедших поддержать Валерия Голубкина, не признавшего своей вины и не сломленного самим фактом адской несправедливости.
С этой точки зрения, день рождения города еще впереди. С каждым новым действием в поддержку смысла. Хочется верить, что он когда-нибудь вернется в наш город, в нашу жизнь и нам реально будет что праздновать.
А потому – свободу Валерию Голубкину! Свободу Анатолию Губанову! Свободу всем политзаключенным!