«Творческий процесс создания спектакля и есть счастье»

629

Театральная студия для подростков и взрослых при театре «Стрела» традиционно завершила учебный год показом отчетных курсовых спектаклей. 6 мая студия показала два спектакля: третий курс  – «Барышня – крестьянка», режиссер-постановщик спектакля, педагог сценического мастерства Наталья Прасолова, а взрослая группа – «Одна ночь», режиссер- постановщик спектакля, руководитель Театральной студии Мария Дьякова.

В интервью после спектакля Мария Рафаиловна ответила на вопросы ЖВ.

Вам понравился спектакль в исполнии ваших учеников?

— У меня уже есть привычка, не быть довольной собою, это помогает мне развиваться. Но в отношении к этому спектаклю, считаю, что ребята сделали все, о чем мы договаривались, и ту историю, которую сами создавали, они прожили так, насколько сегодня им хватило сил и энергии. Можно сказать, что я удовлетворена.

Выбрать пьесу для отчетного спектакля, думаю, было непросто?

— Это отдельная, целая работа. Во-первых, пьеса должна понравиться мне, как режиссеру, чтобы я могла потом вдохновлять актеров. Во-вторых, пьеса должна иметь возможность быть разложенной на нашу труппу, на наших студийцев. В третьих, пьеса не должна быть архаичной, с плохим текстом, а ее содержание должно перекликаться с современностью. И это не все, словом, чтобы появиться на сцене, пьеса должна отвечать многим критериям, и ее выбор занимает некоторое время, прежде чем приступать к репетициям. «Сам по себе, творческий процесс создания спектакля и есть счастье», – так считал замечательный советский режиссер Анатолий Эфрос (книга «Репетиция — любовь моя»). А выбор пьесы — это тоже часть творческого процесса.

Возможно, процесс работы над спектаклем для вас большее счастье, чем его результат?

— Ну, да. Процесс работы приносит больше счастья, нежели результат, хотя бы потому что он длителен. Например, от первой читки пьесы «Одна ночь» до момента премьеры прошло полтора года – мы начали работу над ней в ноябре 2023 года. Конечно, нужно иметь ввиду, что мы занимаемся не часто, всего два раза в неделю по два часа. Но все равно, полтора года мы прожили с этой пьесой, прошли с ней долгий путь, и он был интересным, приносил новые открытия, новые познания.

Мне показалось, что в сравнением с прошлым годом, состав взрослой группы студии поменялся значительно?

— В этом сезоне в новом наборе с сентября месяца пришло много мужчин, это было очень приятно. Сначала мы подумали, что они не надолго — как пришли, так и уйдут, но практически все пришедшие остались, выбыл лишь один, и тот по причине переезда в другой город. Потому всвязи с приходом большой группы мужчин, мы уже подбирали пьесу с мужскими ролями. Сейчас во взрослой студии 25 человек, в числе которых 10 мужчин. Сегодня в числе исполнителей совсем новенькой была только игравшая Олю Антипову Вероника Миронова, хорошая девушка, пришедшая со школьной скамьи и поступившая в институт. Но у нас все хорошие, плохих нет, как говорил Иешуа, «нет плохих людей, есть несчастные», так вот у нас все счастливые.

Чем вас привлек материал пьесы?

— Нужно сказать, что Евгений Львович Шварц, ленинградец, Великую Отечественную встретил в своем городе. Он приходил записываться в ополчение, но его не взяли по состоянию здоровья. При авианалетах на город, он дежурил на крыше своего дома, гасил зажигалки, а жена устроила санпункт для помощи раненым. В декабре 1941г. их эвакуировали в г. Киров, где в 1943 г. он написал пьесу «Одна ночь». Позже в дневнике он записал, что когда писал ее, то прообразом героев пьесы были сотрудники домоуправления и жильцы его дома. Наши студийцы работали с энтузиазмом, мы просмотрели документальные фильмы о блокаде, читали дневники блокадников, слушали записи радиопередач Ленинградского радио того времен — все это для того, чтобы лучше понять мотивы поведения блокадников. Ведь с каждым годов мы мы отдаляемся от тех событий. Нам, современным людям, сейчас почти невозможно представить, что такое голодный человек, что такое настоящий голод. Но мы, занимаясь, шли за автором в понимании отношений, зная, что мы не выглядим, как люди, жившие в блокадных условиях, но мы должны рассказать эту историю. И мы рассказывали о людях, как они друг друга поднимали, поддерживали и помогали выживать. Марфа Васильева (Светлана Захарчук), отправлявшая третьего сына на фронт, говорила: «Я от войны не прячусь. И все, что могла, отдала. Сама умереть согласна – пусть только укажут место, где я могу с пользой умереть».

 Захар Лагутин (Сергей Домнин) завершил спектакль словами: «Ничего, Марфа, будет, будет праздник. Доживем мы до радости. А если не доживем, умрем – пусть забудут, пусть простят неумелость, нескладность, суетность нашу. И пусть приласкают, пусть похвалят за силу, терпение и за веру, за твердость и за верность».

По реакции до отказа заполненного зала, было понятно, что всё, что актеры стремились донести, было принято зрителями, которые шумными аплодисментами и цветами поблагодарили исполнителей. Это был второй показ спектакя, а первый прошел 29 апреля. В обоих представлениях были заняты студийцы: Светлана Захарчук, Екатерина Савина, Максим Бондарев, Александр Холев, Сергей Домнин, Александра Валаева, Наталия Трусилова, Галина Мартынова, Ольга Острецова, Вероника Миронова, Агата Аксенова, Роман Сулима.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"