Военная летопись ЦАГИ

468

С первого дня войны научная жизнь сотрудников ЦАГИ была подчинена интересам фронта

В предвоенные годы промышленность молодой советской страны активно развивалась, росли объемы производства. ЦАГИ не был исключением: завершалось строительство комплекса аэродинамических лабораторий института на новой площадке – в пойме Москвы-реки, неподалеку от дачной платформы «Отдых», велись перспективные исследования по высокоскоростным самолетам-монопланам. С началом военных действий необходимо было мобилизовать все силы на модернизацию и создание новых видов вооружений, чтобы иметь техническое превосходство над противником. В этих работах – в условиях голода, холода и вечной тревоги за судьбу Родины – активно участвовали ученые ЦАГИ.

В частности, благодаря введению в строй больших аэродинамических труб появилась возможность улучшения летных данных многих боевых самолетов. Например, для неудержимых «Яшек» – истребителей Як-1 и Як-3 – были проведены работы по изучению аэродинамики винтов, охлаждению двигателей, герметизации щелей, что позволило значительно повысить максимальную скорость. Первым самолетом, который испытывался в трубах института в натурную величину, стал МиГ-3 – именно на нем легендарный летчик А.И. Покрышкин одержал стремительную победу над немецким Мессершмиттом Bf.109E. ЦАГИ «подарил» МиГ-3 замечательные пилотажные характеристики при маневрах на больших углах атаки, живучесть конструкции, значительную дальность полета. Наши специалисты проводили прочностные исследования и «летающего танка» – Ил-2, давали рекомендации по увеличению скорости и скороподъемности бомбардировщика Пе-2, улучшению характеристик истребителей семейства Ла. Все эти меры приносили крупные успехи на фронтах Великой Отечественной.

Пе-2

Во время войны в СССР были созданы уникальные бесствольные системы полевой реактивной артиллерии с ласковым названием «Катюша». Для «Катюш» специалисты ЦАГИ постарались особенно – провели исследования реактивных снарядов, позволившие значительно уменьшить их рассеивание и увеличить поражающую способность. В послужном списке института – и работы по легендарному танку Т-34, для которого удалось модернизировать системы охлаждения моторов и усилить циркуляцию воздуха в боевых отсеках; совершенствование мореходных качеств торпедных катеров, проектирование аэростатов заграждения систем противовоздушной обороны. Протянул ЦАГИ руку помощи и жителям блокадного Ленинграда: в лаборатории института был испытан на усталостную прочность лед Ладожского озера, по которому пролегла знаменитая «Дорога жизни».

Стоить добавить, что мы не только самоотверженно трудились в тылу, но и сражались на фронте: в боевых действиях участвовали 1 286 сотрудников ЦАГИ, 174 из них погибли. Героизм, стойкость и мужество наших людей позволили отвоевать мирное небо над головой и проложить прямую дорогу для будущих поколений ученых.

Поддержи ЖВ

Каждый материал выходит в свет благодаря вам, жуковчанам, которым небезразлично, что происходит в городе, и которым нужна журналистика, а не пропаганда. Это наш с вами совместный проект, который мы будем делать для города и горожан, во…

Подробнее о поддержке можно прочитать тут