Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского получил патент на изобретение комбинированной динамически подобной модели для разных видов аэродинамических испытаний. Разработка призвана оптимизировать процесс экспериментальных исследований летательных аппаратов, сообщает пресс-служба ЦАГИ.
Научное сопровождение любого нового проекта по разработке воздушного судна, которое осуществляет ЦАГИ, включает в себя цикл экспериментов в аэродинамических трубах. Каждая установка задает определенные требования к моделям и предусматривает создание уникальной модели под каждый тип испытаний. Благодаря развитию современных технологий и повышению удельных характеристик полимерных композиционных материалов удалось разработать конструкцию, позволяющую проводить различные виды испытаний в рамках одной аэродинамической модели. При этом она адаптируема под разные аэродинамические компоновки самолетов. Конструкция модели содержит отделяемое вертикальное оперение, съемные пилоны и мотогондолы, заменяемые кронштейны и элементы механизации, а также сменную систему проводки управления аэродинамическими поверхностями (электромеханическую и переставную механическую). Такая универсальность дает возможность проводить широкий спектр экспериментов в различных установках.
«Композитная конструкция модели имеет минимальную массу и пустые внутренние объемы. В них размещаются экспериментальное оборудование и балансировочные грузы для настройки массово-инерционных характеристик. Важным достоинством является возможность проводить на одном физическом объекте различные виды испытаний в разных аэродинамических трубах ЦАГИ, включая экспериментальные исследования на свободный штопор и методы пилотирования на больших углах атаки, имитационные полеты на трехстепенном шарнирном подвесе, определение нестационарных аэродинамических характеристик методом вынужденных колебаний и др.», – рассказал начальник сектора научно-производственного центра развития производственной и экспериментальной базы ФАУ «ЦАГИ» Александр Усов.
Изобретение ученых института позволяет повысить уровень точности и информативности аэродинамических экспериментов. Немаловажным преимуществом является и сокращение затрат времени и ресурсов на проведение экспериментальных исследований и их расшифровку.
Эффективность разработки специалистов ЦАГИ имеет практическое подтверждение: несколько моделей подобного класса уже было изготовлено и испытано в дозвуковых аэродинамических трубах, а также штопорной установке института. Свое применение решение нашло при научном сопровождении проектов по созданию летательных аппаратов различных сегментов: пассажирской, транспортной, малой авиации.
Полученный патент дает институту уникальное право интеллектуальной собственности на данное изобретение, которое имеет большой потенциал для использования в интересах авиационной промышленности.