«В России талантов не спасают, в изгнании спасает только талант»

1102
SONY DSC

Этими словами Владимира Набокова народная артистка России Антонина Кузнецова 28 апреля во Дворце культуры открыла свое совместное выступление с Жуковским симфоническим оркестром, определив нерв программы «Бывшая Россия»

Антонина Кузнецова и Жуковский симфонический оркестр под управлением народного артиста России профессора Сергея Скрипки представили публике литературно-музыкальную композицию «Бывшая Россия» по произведениям Владимира Набокова и Сергея Рахманинова. Народная артистка РФ Антонина Кузнецова, необыкновенный мастер художественного слова, известная в стране своими моноспектаклями, в которых объединены литературные и музыкальные шедевры. В Жуковском помнят ее замечательное прочтение «Евгения Онегина» (А.Пушкин, музыка С.Прокофьева), прозвучавшее два года назад 14 мая 2017 г.

В этой композиции Антонина Кузнецова использовала мемуары Набокова, а также рассказы «Красавица», «Музыка» и «Письмо в Россию». В исполнении оркестра прозвучали: оркестровая версия «Вокализа», этюд-картина для фортепиано соль минор, соч. 33 и фрагменты Второго фортепианного концерта Сергея Рахманинова, солистка — артистка ЖСО Ирина Попова.

Композиция произвела глубокое впечатление на слушателей, Антонина Кузнецова сумела донести сокровенный смысл выбранных ею произведений Набокова, красоту его настоящего русского языка. А музыка Рахманинова в исполнении оркестра была не фоном, а необходимой частью содержимого композиции. Концерт прошел с большим успехом, зрители (а в зале был, практически, аншлаг) долго не расходились, аплодируя стоя.

Художественный руководитель оркестра Сергей Скрипка, сразу после выступления поделился впечатлениями.

«Я с таким удовольствием каждый раз привожу Антонину Кузнецову, потому что сейчас мы лишены нормального чувства языка, нормального вкуса к языку, мы отвыкли от того, что слово имеет свой цвет, запах и вкус. Нас отучают от этого: мы слушаем дикторов, которые неправильно ставят акценты, которые не знают падежи, которые не умеют склонять. И это все находится в обиходе, я уже молчу о компьютерном новоязе. А выступление Кузнецовой — необходимый камертон, по которому мы понемногу чистим себя изнутри. Она умеет это преподносить со сцены, притом Набокова, когда каждое слово на вес золота. Потому мне очень хотелось, чтобы наша публика это послушала. Как-то этот жанр не считается, что его нужно давать людям, а на самом деле — нужно! Мне кажется, что в такой концепции — это глоток чистого воздуха для многих из нас. Что касается Рахманинова, то сегодня наша Ирочка имела возможность блеснуть, она с большим волнением подошла к выступлению, но я считаю, что она прекрасно справилась.

Уставшая, но довольная выступлением Антонина Кузнецова коротко ответила на мои вопросы.

Вы много выступаете?

– Я выступаю столько, сколько хочу, я не на все предложения откликаюсь.

Как вы пришли к Набокову?

– Случайно не бывает, если попадается автор, то всегда почему-то вовремя. Сначала я просто читаю книгу, а потом некоторых авторов мне хочется реализовать. Набоковым я занималась долго и подробно, и люблю его очень уже лет 30. А эту программу читаю 28 лет.

Программа как-то трансформируется?

– Да, потихоньку меняется, конечно. Все мои программы сделаны жестко, но они меняются, потому что меняюсь я, ведь я живой человек. Что-то меняется по оценкам, что-то по тексту, а структура музыки этой программы постоянна.

Вы выступали с различными музыкальными коллективами, и уже второй раз — с жуковским оркестром под управлением Сергея Скрипки, каковы ваши впечатления?

– Очень понравилось, музыканты действительно хорошие. Потом в самом оркестре не старание впереди, а их душевная или духовная глубина, у них у всех лица соединены с музыкой, они играют не ноты, а музыку, это разные вещи. Мне очень нравится.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.