Кино как новый театр

1053

«Синематека» – новая рубрика, в которой мы совместно с киноклубом «Вспышка» рассказываем об истории кинематографа

Массовое производство фильмов в Америке начинается с 1896 года. Промышленные города выступали центрами незначительной киноиндустрии, в которых операторы постепенно изучали ремесло режиссуры. Американские зрители прониклись симпатией и проявили интерес к кинематографу только на пороге 1900 года, когда такие компании, как «Вайтаграф» (англ. Vitagraph Company of America), «Эдисон» (англ. Edison Studios), «Мутоскоп и Байограф» (англ. American Mutoscope & Biograph Co) уже монополизировали студийную систему. К этому времени студии ограничивались сценками галантного содержания для мужской аудитории, подходящие для разглядывания в стекла «Мутоскопа» (англ. mutoscope), чем для демонстрации в кино. Единственной фирмой, регулярно выпускавшей сюжетные картины, была студия Томаса Эдисона, на которой неустанно трудился режиссер Эдвин С. Портер. Его значимость в Америке сопоставима с выдумщиком Жоржем Мельесом во Франции, кардинально изменившим вектор развития кинопромышленности. В 1939 году американский критик Льюис Джекобс следующим образом охарактеризовал «отцов» молодого искусства:
«Если Жорж Мельес первый поставил кино на «путь театра», как он сам говорил, то Эдвин Портер первый направил кино на кинематографический путь. <…> Портер первый открыл, что искусство кино зависит от монтажа, от смены планов, а не от самих планов. Отказавшись довольствоваться сюжетными фильмами Мельеса, Портер выделил кино из других форм театра и одарил его сменой планов, своим собственным изобретением.»

Эдвин Стэнтон Портер

Известными лентами Эдвина С. Портера считаются «Жизнь американского пожарного» (1902), «Дорога антрацита» (1903), а в особенности экранизация резонансного романа Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома, или Жизнь среди низших» (1852), текст которого настолько обострил местный конфликт населения на почве рабства, что, предположительно, стал причиной Гражданской войны, длившейся с 1861 по 1865 года. Эдвин С. Портер последовал за Жоржем Мельесом и имитировал логическую последовательность событий, разыгранных в театральной обстановке. Постановка фильма «Хижина дяди Тома» (1903) была самой дорогой, когда-либо снятой в Америке, и имела значительный успех в прокате. Осенью 1903 года режиссер представил публике шедевр «Большое ограбление поезда», показавший прерии Дальнего Запада с каноническими перестрелками и погонями. Приключенческий боевик получил народную популярность благодаря сочетанию съемок на натуре и в павильонах, динамичности происходящего на экране, прослеживающимися методами параллельного монтажа и нагнетания саспенса (англ. suspense – «неопределённость, беспокойство, тревога ожидания»). Большим скачком вперед явилось применением каше, панорам, как выразительных средств или приемов подачи сюжета. Колоссальная рекламная компания студии «Эдисон» позволила распространить фильм Эдвина С. Портера по всей стране и содействовало созданию множества маленьких кинотеатров с ценой за билет в 5 центов. Так как пятицентовая монета в Америке называлась «никель», то и заведения получили название «никель-одеоны» в честь французского национального театра «Одеон» (фр. Théâtre de l’Odéon). Естественно, что руководители компании Томаса Эдисона были заинтересованы в прибыльности производимых лент и Эдвин С. Портрет снял ряд картин, изображающих аналогичные происшествия: «Арест бандитов, ограбивших банк «Иегг»» (1904), «Мелкое ограбление поезда» (1905), «Железнодорожные злодеи» (1905), «Автомобильные воры» (1906) и т.д. Режиссер отвечал за производство, подбор актеров и монтаж на студии «Эдисон» до 1911 года, а потом основал собственную компанию «Рекс» (англ. Rex Motion Picture Company).

Фотография иммигрантов, прибывших в Америку начала XX века

В период между 1903 и 1908 годами начинается «никелевая лихорадка», спровоцированная экономическим ростом и несколькими волнами иммиграции. Золотоискатели прибывали в Новый Свет, чтобы воплотить в жизнь мечты о свободе, равенстве, братстве и, конечно, богатстве. Промышленное процветание вызвало громадный приток рабочей силы, которая не умела читать и не знала ни одного слова по-английски, но требовала постоянных развлечений. Специально для иммигрантов, некоренного населения Америки сначала открывались «салуны», демонстрировавшие фильмы о Дальнем Западе – с характерными для них распутными женщинами, картами, спиртными напитками, выстрелами из револьверов. Впоследствии хозяева «никель-одеонов» умножают число заведений и систематически образуют для иммигрантов «цепи». К 1909 году кинотеатральные сети, состоящие из нескольких десятков залов, уже не редкость, и имеют статус влиятельных организаций, которым будут противостоять тресты старых промышленников.

Томас Алва Эдисон

Стремительное развитие технологий заставили Томаса Эдисона испытать экономические трудности с презентацией собственных фильмов, предрасположенных для индивидуального, а не массового просмотра, и задуматься над получением процентных отчислений от прокатных компаний. С одной стороны, судебные иски, с другой – правомерная защита собственности, которые породили патентную войну, длившуюся около 10 лет с 1898 по 1908 года. Для одержания победы в 1908 году Томас Эдисон объединяется с другими студиями, обладающими правами на показ кинофильмов, техническое оборудование, и организовывает патентный трест (англ. Motion Pictures Patent Company). Главной целью для нового картеля стало подчинение всей отраслевой промышленности Америки, начиная от использования аппаратов, кинопленки и заканчивая прокатом картин. Чтобы доказать конкурентам возможности новорожденного предприятия, ночью 12 декабря 1908 года в Чикаго и Нью-Йорке полиция закрыла около 500 «никель-одеонов», отказывающихся платить проценты за эксплуатацию изобретений треста. «Черное рождество» ознаменовало начало новой конфронтации между корпоративными и независимыми студиями Америки. В марте 1909 года владельцы кинофирм и различных кинопредприятий почувствовали силу и объединились в «Союз независимых», публично объявив войну тресту Томаса Эдисона. Для ощущения свободы производства «независимые» начали обосновываться недалеко от мексиканской границы на территории Лос-Анджелеса, на месте которого будет возведен центр американской киноиндустрии – Голливуд.

Дмитрий Федоров

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.