Дозвуковой кинематограф: как зарождался прокат

732

«Синематека» – новая рубрика, в которой мы совместно с киноклубом «Вспышка» рассказываем об истории кинематографа

В период между 1897 и 1902 годами в мюзик-холлах, концертах, ярмарках началась эксплуатация коммерческого кино, а зачатки кинопроката получили свое становление в Англии. Первым британским производителем фильмов был Роберт У. Пол, который в 1896 году представил в выставочном зале «Египетский холл» на Пикадилли 35-миллиметровый проектор театрограф (англ. theatrograph). Подготовив иллюстрированный каталог лент («Ухаживание солдата» (1897), «Жилец», «Спасители», «Новая служанка», «Битва подушками», «Расклейка афиш» (1898) и т.д.), превосходящий по привлекательности французские аналоги, ему удалось популизировать процветающее, молодое искусство. В основном репертуар состоял из натурных и хроникальных съемок, но в «Дезертире» (1898) Роберт У. Пол обратился к теме «социального реализма» или условиям жизни рабочего класса, бедных слоев общества. Фильм был настолько успешен, что вызвал целую серию подобных произведений и оказал большое влияние на процесс развития мирового кинематографа.

Джордж Альберт Смит

В 1898 году у Роберта У. Пола было несколько конкурентов по постановкам, главные из которых находились в Брайтоне на южном побережье Англии. Члены фотографического клуба «Хов камера клаб» (англ. Brighton & Hove Camera Club) Джеймс Уильямс, Джордж Альберт Смит, Эсме Коллинз и Уильям Фриз-Грин конструировали киноаппараты, снимали фильмы, привнося элементы драматического монтажа и следуя логическому развитию сюжета. Из перечисленных фотографов стоит выделить портретиста Джорджа Альберта Смита, который использовал отснятый материал для собственный лекций по фотомастерству. Впоследствии он стал заниматься производством и выпустил серию трюковых картин «Золушка», «Фауст и Мефистофель», «Фотография призрака», «Ученик Месмера», «Святой Николай», «Женщина-брадобрей» и «Корсиканские братья» 1898 года. Одновременно в перечисленных фильмах в Англии и у Жоржа Мельеса во Франции применялась двойная экспозиция, очаровывающая публику различных стран.
В 1900 году Джордж Альберт Смит подписал контракт с американцем Чарльзом Урбаном – директором компании по производству и распространению фильмов «Варвик» (англ. Warwick). Руководитель был одним из самых предприимчивых деятелей британского кино и выкупал картины у английских режиссеров для дальнейшей перепродажи. Джордж Альберт Смит обязался в течение нескольких лет продавать собственную продукцию Чарльзу Урбану, но благодаря инвестициям построил маленькую студию «Сент-Энн уэлл гарден» (англ. St. Ann’s Well Gardens), на которой ставил комедии и феерии. Он, являясь профессиональным фотографом-портретистом, сначала делал акцент на выражениях, чертах лиц, а в фильмах «Что видно в телескоп» (1900), «Бабушкина лупа» (1900), «Маленький доктор» (1901) уже использовал крупный план как повествовательный прием. В отличие от театрального режиссера Жоржа Мельеса, который показывал действующих лиц целиком и настаивал на важности жестов, заученных движениях, данный метод подчеркивал художественный образ главных героев. В картине «Мышь» 1901 года Джордж Альберт Смит достигает драматизации эпизодов с помощью техники монтажа, чередуя крупные планы с общими. Последняя работа под названием «Злоключения Мэри Джейн» 1903 года была пропитана саркастическим, английским юмором, при этом камера перемещалась по желанию режиссера как в свободном полете:

1. Общий план: Мэри Джейн в кухне.
2. Крупный план: Мэри Джейн чистит ботинки.
3. Крупный план: Мэри Джейн разжигает огонь.
4. Общий план: взрыв от керосина.
5. Общий план: крыша.
6. Останки Мэри Джейн падают на землю.

Фильм режиссера Джорджа Альберта Смита «Злоключения Мэри Джейн» 1903 года

Его киноаппарат стал настолько подвижен, что зрители начали идентифицировать себя с персонажами лент и участвовать в действии или иммерсивном шоу начала XX века. Позднее Джордж Альберт Смит прекратил выпуск собственных фильмов и занялся техническими экспериментами в области кино. К 1908 году бывший режиссер и его американский партнер Чарльз Урбан совместно разработали первую в мире систему цветного кинематографа «Кинемаколор» (англ. Kinemacolor), которая применялась в индустрии до 1914 года.

Немаловажный вклад в развитие кинопромышленности внес Джеймс Уильямсон, о котором англичанин Фредерик Тальбот писал следующее: «Фильмы Уильямсона привлекают всеобщее внимание, особенно в Америке, из-за превосходного технического и фотографического качества. Многие фильмы Уильямсона и Пола вызвали сенсацию, и эти два производителя фильмов фактически контролировали мировой рынок в течение нескольких лет. <…> Они целиком зависели от собственной изобретательности и учились на своих ошибках, а все остальные учились у них. Они были одновременно и операторами, и декораторами, и плотниками, и режиссерами…»

Картина «Я постараюсь, сэр!» художника Хью Чарльза МакБаррона младшего, изобразившего прорыв американских войск в Пекин 1900 года

В 1900-х годах под впечатлением от Ихэтуаньского восстания, направленного против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая, Джеймс Уильямсон снял фильм «Нападение на миссию в Китае». На экране поочередно демонстрировались сражение и прибытие подкрепления войск, происходящие одновременно в двух удаленных друг от друга местах. В дальнейшем метод параллельного монтажа усовершенствует американский режиссер Дэвид Уорк Гриффит («Нетерпимость» (1916)), переняв особенности построения кадров у английских предшественников. Широкую известность получили фильмы «Держи вора!» с упрощенной сценой погони и «Большой глоток» (1901), в котором действующее лицо надвигалось из глубины мизансцены на зрителя. Оператор Грегг Толанд объяснял, что в 1940 году обратная киносъемка обрела второе рождение, а при создании фильма «Гражданин Кейн» (1941) режиссер Орсон Уэллс решил обратиться именно к практикам Джеймса Уильямсона.
«Брайтонская школа» продолжала традиции Роберта У. Пола, сочетая съемки на натуре и в павильонах, и использовала наработанные приемы инстинктивно, не анализируя поступки и не делая выводы на будущее. Но главным образом необходимо помнить, что разные типы монтажа, «погони», эпизоды из повседневной жизни были открыты в Англии довоенного периода.

Дмитрий Федоров

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.