Дозвуковой кинематограф: рождение киноимперий

540

«Синематека» – новая рубрика, в которой мы совместно с киноклубом «Вспышка» рассказываем об истории кинематографа

С упадком внимания к реальной, обыденной жизни горожан изменяется подход к производству фильмов. Первым новатором, который решил отказаться от документальной съемки, стал театральный режиссер Жорж Мельес, показав на экране фантастический и искусственно-созданный мир. Руководитель театра «Робер-Уден» (фр. Robert-Houdin) начинает снимать собственные постановки феерий, сказочных историй и постепенно совершенствует монтажную систему. Для демонстрации превращений, исчезновений Жорж Мельес открывает «стоп-кадр» или эффект прерывания пленки, а в последствии экспериментирует с замедленной, ускоренной съемкой, используя черный бархат. Придерживаясь принципов о стирании границ между реальным миром и фантастическим, он выпускает первый фильм под названием «Исчезновение дамы в театре Робер-Удена» 1896 года, а в 1898 году выходит мрачная комедия – «Одна голова хороша, а четыре лучше».

Жорж Мельес

Особенности оптического оборудования позволили задействовать такие фотографические приемы как двойная экспозиция и размытие изображения. Театральная машинерия, масштабные, изящные декорации впечатляли зрителей и погружали их в фантасмагорию, выдуманную Жоржем Мельесом – противником подлинной материальности. «Путешествие на Луну» «Робинзон Крузо», «Путешествие Гулливера» (1902) и «В царстве фей» (1903) стали самыми востребованными фильмами автора, по которым впервые были написаны сценарии и разработаны планы производства.

Индустриальная эпоха развития наступила в 1908 году и работы Жоржа Мельса перестали пользоваться популярностью. Процесс покачнул маятник кинопромышленности в сторону достоверной репрезентации действительности, но с учетом условностей и допущений. Режиссеры комбинировали съемку на натуре с подготовленными декорациями и прокатывали фильмы по расширенной кинотеатральной сети. Экономическая эффективность от покупки-продажи материалов и их распространения в различные точки мира способствовала появлению продюсеров Шарля Пате и Леона Гомона, которые монополизировали производство во Франции. Существенное формирование жанровой системы изменило длительность хронометража, составление программ показов, зависящих от запроса публики.

Открытие кинотеатра французской компании «Пате»

В результате последовательной модернизации, расширения технических мощностей и увеличения количества выпускаемых фильмов, предприятие Шарля Пате в период с 1896 по 1903 года превратилось в империю «Пате» (фр. Pathé или фр. Pathé Frères). Руководитель занимал должность управляющего и в съемочном процессе не участвовал, но бдительно следил за кадровым составом. Благодаря его таланту в подборе актеров, на студии была организована комедийная школа, в которой получили образование Андре Дид и Макс Линдер. Французский актер, режиссер Андре Дид, в первую очередь, прославился серией комедий «Буаро» (1905-1913) во Франции, а переехав в Италию с «Кретинетти» (1909-1914). Его работы напоминали цирковую клоунаду, при которой герой постоянно попадает в нелепые, глупые ситуации.

«Андре Дид создал тип, традиционный для цирка и «кафе-концертов», – простофилю, который ломает мебель, бьет тарелки, получает кремовые торты прямо в физиономию и несчетное число пинков в зад. Он простофиля, и его комизм идёт дальше грубого внешнего эффекта. Своей игрой он предвещает Ларри Симона и Стэна Лорела.»

– французский историк, теоретик и критик кино Жорж Садуль.

 

Макс Линдер

Макс Линдер работал в варьете (фр. variété – разнообразие), театре, а с 1908 года стал ведущим комиком студии «Пате», снявшись в более чем двухсот фильмах. Роли беспечного прожигателя жизни в короткометражках («Макс – гипнотизёр» (1910), «Макс – преподаватель танго» (1912), «Макс – тореадор» (1913), «Макс пересекает океан» (1917) и т.д.) принесли ему известность по всему миру. Примечательно, что образ романтичного бродяги с громоздкими башмаками и котелком на голове был заимствован Чарльзом Чаплиным у Макса Линдера.

Компания Леона Гомона «Гомон» (фр. Gaumont) придерживалась тенденций кинопроизводства похожего на «Пате», снимая искрометные комедии. С приходом первой-женщины режиссера Алис Ги-Блаше вектор развития изменился, и с 1897 года она возглавила постановку большинства повествовательных картин, экспериментируя с техникой съемки, монтажом. В 1902 году Леон Гомон представил публике хронофон (англ. сhronophone) – изобретение, синхронизирующее изображение и звук. Алис Ги-Блаше не упустила шанс, чтобы не использовать новое оборудование в действии, и сняла более ста сцен с наложением звуковых эффектов. После Томаса Эдисона это были первые попытки смонтировать звуковое кино. Благодаря деятельности и участию Алис Ги-Блаше в кинематографе утвердился ее помощник, а в будущем крупная фигура французского кино Луи Фейад. Его характерной особенностью было создание эстетизированной фабулы, отсылающей к библейским текстам, греческой мифологии, с элементами безусловной реальности. Гармонично сочетая документальные эпизоды со сказочным, выдуманным миром, он выпускает многосерийные фильмы со сквозным сюжетом и открытым финалом («Фантомас» (1913-1914), «Сцены забытой жизни» (1913-1917), «Вампиры» (1915)). По популярности работы Луи Фейада не уступали произведениям американского режиссера Дэвида Уорка Гриффита («Рождение нации» (1914), «Нетерпимость» (1916)) и приносили прибыль компании «Гомон».

Фильм режиссеров Шарля Ле Баржи и Андре Кальметта «Убийство герцога Гиза» 1908 года

В 1907 году была основана французская студия «Фильм д’ар» (фр. Le Film d’Art), которая привлекала к работе известных актеров театра, тем самым доказывая, что кинематограф является молодым, но становится важным видом искусства. Для зрителей фильмы со звездами театра имели статус более качественного произведения чем те, которые демонстрировались на ярмарках или в цирках. Первая лента студии «Убийство герцога Гиза» 1908 года по сценарию писателя Анри Лаведана вызвала большой резонанс в элитарных кругах и дискуссии о различиях между театром и кинематографом. Рост возможностей позволил режиссерам обращаться к первоисточникам и выпускать их экранизации («Макбет» (1909), «Вертер» (1910), «Три мушкетера» (1913)). Хороший литературный сценарий и положительная игра актеров облагородили кино, но попытка создания «художественного фильм» не удалась. Любители театра остались в театре, а поклонники кино не пришли в восторг от классического репертуара на экране. В последствии студия «Пате» выкупила конкурирующую и обанкротившуюся «Фильм д’ар», поддерживая синтетическую модель взаимодействия с компанией «Гомон».

Дмитрий Федоров

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.