Конфликт дошел до суда, который и решит, кто прав, а кто виноват
Летно-исследовательский институт пытается взыскать около 300 миллионов рублей с АО «Рампорт-Аэро», которое является владельцем и управляющей компанией аэропорта «Жуковский». Согласно информации с сайта Арбитражного суда Московской области, иск на 162,5 миллионов рублей будет рассмотрен 29 апреля. Между тем, это не первый иск ЛИИ имени Громова к Рампорт-Аэро. В 2017 году институт в судебном порядке предъявил к компании требование о взыскании 142 миллионов рублей и выиграл процесс в двух инстанциях.
Оба иска связаны с оплатой за использование взлетно-посадочной полосы в 2017 году, владельцем которой является ЛИИ имени Громова. Рампорт-Аэро принадлежит только терминал аэропорта «Жуковский».
Аэропорт «Жуковский» пользовался взлетно-посадочной полосой ЛИИ имени Громова на основе агентского договора. Согласно этому договору аэропорт продавал авиакомпаниям услуги ЛИИ за взлет и посадку, получая при этом агентский процент.
Кроме того, неотъемлемой частью договора был подписанный в 2017 году сторонами (ЛИИ и Рампорт-Аэро) документ о фиксированной сумме сборов по деятельности аэропорта «Жуковский». Именно эта часть стала предметом спора между владельцем взлетно-посадочной полосы и оператором нового аэропорта.
«Не стоит излишне драматизировать ситуацию, – обозначил ЖВ свою позицию представитель Рампорт-Аэро Евгений Солодилин. – Это спор хозяйствующих субъектов – процесс, который рано или поздно может возникнуть при реализации крупного инфраструктурного проекта. Прежде чем давать пояснения, необходимо сказать главное: наличие иска не означает, что между аэропортом и владельцем аэродрома накопились непреодолимые противоречия так или иначе, спор будет урегулирован, и мы продолжим развитие партнерства. Никакого влияния на наши текущие или перспективные отношения эти события не оказывают.
Теперь о сути случившегося. Иск, рассмотрение которого Арбитражный суд Московской области начнет 29 апреля, связан с платой за использование взлетно-посадочной полосы аэродрома в 2017 году. На тот момент времени аэропорт только начинал полноценно работать. Для любого проекта это всегда непростой период, в случаях, когда речь идет о работе в конкурентной среде. Нам же пришлось столкнуться еще и с противодействием авиационных властей многих государств, не соглашавшихся считать «Жуковский» аэропортом Московской области. Сложилось положение, при котором авиакомпании были готовы открывать рейсы, но не могли это сделать из-за искусственных административных барьеров. Это не могло не отразиться на пассажиропотоке – он действительно был в 2017 году заметно ниже ожидаемого (460 тысяч человек). Тем не менее, в 2017 году аэропорт перечислил ЛИИ 68 миллионов рублей, что составляло 100 процентов доходов от взлетно-посадочных операций. То есть, произвели расчет по рыночному принципу: заплатили именно за тот объем операций, который был совершен. ЛИИ пытается взыскать разницу между фактическими выплатами и планом по сборам на 2017 год, который был установлен на уровне 294 млн рублей. Фактически, это оплата за несостоявшиеся полеты, по принципу «бери или плати». Кстати, это может быть интересно тем из горожан, кто все еще утверждает, что мы мешаем институту. Как ни странно, но мы наблюдаем обратное: институт искренне хочет, чтобы мы летали больше! ЛИИ даже готов штрафовать за недовыполнение плана по объемам.
Этот эпизод хоть и не завершен полностью, но уже остался за спиной: в 2018 и 2019 году подобные планы по сборам утверждены не были. Да они уже не особенно и нужны: в 2018 году пассажиропоток вырос до 1,6 млн человек, так что ЛИИ было перечислено уже 139 млн рублей. Прогноз на 2019 год – 200 млн рублей. В 2021 будет еще больше – можно сказать, с перевыполнением. Так что, это просто рабочий процесс: текущий спор будет решен, а в будущем для него не будет поводов”.
ЛИИ имени Громова пока не дают комментариев по сути своего иска. «Мы непременно выскажем свои аргументы, но сделаем это после судебного заседания, которое должно состояться 29 апреля», – сказали ЖВ в руководстве института. А представитель ОАК в комментариях газете «Ведомости» сообщил, что это обычный спор хозяйствующих субъектов, стороны добровольно заключили соглашение, ЛИИ прибегнул к легитимному инструменту Арбитражного разбирательства в связи с неисполнением этого соглашения со стороны Рампорт-Аэро, и Ростех в курсе конфликта.
Аэропорт «Жуковский» был открыт в 2016 г. Рампорт-Аэро (владелец и оператор аэропорта) был учрежден в 2014 году литовской компанией Аvia Solutions Group (75 процентов минус одна акция) и российской госкорпорацией Ростех (25 процентов акций). В конце 2015 года доля литовской компании снизилась более, чем на половину и составила 22,5 процента. 52,5 процента минус одна акция (контрольный пакет) получила компания «Юнайтед Эйрпортс Менеджмент», которая, как пишет РБК, принадлежит представителям менеджмента Рампорт Аэро. В октябре 2018 года Avia Solutions Group вовсе вышла из проекта, продав оставшийся пакет акций руководству Рампорт-Аэро.
По сообщению Интерфакса, покупателем акций стал председатель совета директоров Рампорт-Аэро и советник президента Объединенной авиастроительной корпорации Борис Алешин.
Таким образом, можно говорить о том, что «спор хозяйствующих субъектов» по сути идет внутри одной корпорации – Ростех, которую возглавляет Сергей Чемезов.
Известно, что ЛИИ имени Громова в 2012 году вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В октябре 2018 года президент России Владимир Путин подписал указ о передаче 92,31 процента акций ОАК в капитал Ростеха. Именно Ростех выступил драйвером проекта развития международного аэропорта в Жуковском, инвестировав посредством своей компанией ТВК (транспортного-выставочный комплекс) земельные участки и недвижимость на сумму более 300 млн рублей.
По мнению одного из авторов аналитического портала «The Moscow Post», возникшие противоречия между ЛИИ и Рампорт Аэро могут быть не случайным стечением обстоятельств, а результатом вполне осознанной стратегии тех, кто стоит у руля Ростеха.