Мощный обвал в строительстве самолетов гражданского назначения

41432
Фото ОАК

Краткие итоги работы гражданского сектора авиапромышленности России в 2023 г.

В уходящем 2023 г серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило девять машин отечественной разработки.

Компания «Яковлев»

В течение прошедшего года на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре было построен один самолет семейства «Суперджет-100» – опытный образец машины SJ-100 (бортовой № 97021) оснащенный двумя российско-французскими турбореактивными двигателями SaM146.

Машина SJ-100 (SSJ-New или «Суперджет Нью») – это разрабатываемая с 2018 г. модификация «Суперджета» (официальное обозначение новой этой версии RRJ-95NEW-100), в которой предусмотрено применение максимальной доли российских комплектующих, компонентов и систем. Всего при создании новой версии SJ-100 заменены 38 систем и компонентов зарубежной разработки. Официально заявлено, что у авиалайнера заменены на отечественные следующие системы: система кондиционирования, торможения, электроснабжения, водоснабжения и удаления отходов, а также кислородная система для экипажа, датчики сигнализации утечки воздуха, сигнализатора обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и др. Однако на 100% импортозамещение произвести не удалось.

Самолет «СуперджетНью» (Superjet 100) с бортовым номером 97021 начал строиться в 2021 г. Первый испытательный полет машина «СуперджетНью» (Superjet 100) с бортовым № 97021 совершила 29 августа 2023 г.

Вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров заявил, что сертификация двигателя ПД-8 и самолета SJ-100 (SSJ-New) с импортозамещенным оборудованием будут идти параллельно. В конце 2023 г. в опытную эксплуатацию планировалось передать два самолета SJ-100 (SSJ-New) с отечественным двигателем ПД-8. однако затем было перенесено на второе полугодие 2024 г.

Первый прототип узкофюзеляжного пассажирского самолета МС-21-310 с полностью импортозамещенным оборудованием совершит свой первый полет в апреле 2024 г. Первые серийные среднемагистральные авиалайнеры МС-21-310 с импортозамещенным бортовым оборудованием должны появиться в 2024 г.

Компания «Ильюшин»

На Ульяновском авиазаводе в настоящее время проходит заводские приемо-сдаточные испытания серийная машина Ил-76МД-90А (предположительно серийный № 0307). Воздушное судно построено в рамках контракта с Минобороны России. Это четвертый с начала года самолет и 24-й самолет этого типа, построенный в Ульяновске (включая опытные образцы). Сейчас в цеху окончательной сборки Ульяновского авиазавода находится очередная серийная машина Ил-76МД-90А (предположительно серийный № 0308).

В 2022 г. на Ульяновском авиазаводе в рамках контракта с Минобороны РФ было построено пять модернизированных транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Планы Ульяновского авиазавода на 2023 г. – построить шесть самолетов Ил-76МД-90А. Эти планы озвучил вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров во время посещения Ульяновского авиазавода 4 января 2023 г.

В последней декаде мая 2022 г. на Луховицком авиазаводе состоялась выкатка второго опытного образца модернизированного пассажирского самолета Ил-114-300 (№ 0110). Однако машину так и не подняли в воздух.

1 ноября 2023 г. на аэродроме Воронежского авиазавода (ВАСО) состоялся первый полет опытного образца широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М (RA-96103). Машина Ил-96-400М полностью состоит из комплектующих отечественного производства. На машине установлен усовершенствованный комплекс авионики, который испытывался в Жуковском на самолете Ил-96-300. На новом авиалайнере установлены четыре двигателя отечественного производства ПС-90А1 с тягой на взлете 17,4 тс. Мотор ПС-90ПСА1 является модификацией двигателя ПС-90А. Степень унификации с базовым двигателем ПС-90А составляет 98%. Данная модификация ПС-90А сертифицирована в 2007 г.

Напомним, что разработка самолета Ил-96-400М началась в 2016 г. Первый опытный образец авиалайнера Ил-96-400М (№ 0001) начал строиться на ВАСО осенью 2018 г. За прошедшие годы самолет значительно подорожал. К началу 2022 г. изготовление самолета подорожало приблизительно на 20% относительно запланированной ранее цены в 7 млрд. руб. В 2021 г. стоимость авиалайнера Ил-96-400М оценивалась в 8,5 млрд. руб. Выкатка опытного образца самолета Ил-96-400М (№ 0001) из цеха окончательной сборки состоялась в первой половине апреля нынешнего года. Официально о выкатке машины сообщили в первой декаде июня.

Пока дальнейшая судьба проекта по самолету Ил-96-400 не ясна. В Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г. нет упоминания о серийном производстве отечественного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета марки Ил-96-400М. Можно предположить, что машина будет создана в одном экземпляре. В Комплексной программе упоминается только продолжение серийного выпуска самолетов Ил-96-300, которых к декабрю 2030 г. должно быть построено суммарно 12 машин.

Компания «Туполев»

Согласно афишированным планам, в нынешнем году Казанский авиазавод должен сдать заказчикам три пассажирских самолета Ту-214. Строящиеся машины уже получили бортовые номера: самолет Ту-214 с бортовым № RF-64535 предназначен для Минпромторговли РФ, а два других авиалайнера получили бортовые №№ RF-64536 и RF-64537.

Однако по информации, размещенной на специализированных сайтах в Интернете, на КАЗ до конца 2023 г. будет выпущен только один самолет Ту-214, предназначенный для Минпромторговли России.

Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М.Бериева (ТАНТК)

В 2023 г. в Таганроге предположительно был построен один самолет-амфибия Бе-200 (предполагаемый серийный № 03-12) для Алжира. Машина в воздух пока еще не поднималась.

Итоги и выводы

Необходимо отметить, что в обзоре учитываются только самолеты гражданского и двойного назначения, а также машины транспортной авиации. Всего в 2023 г. построено девять машин. Информация для размышления: суммарно в 2022 г. построено 16 самолетов, в 2021 г серийное производство пассажирских и транспортных самолетов на российских авиазаводах суммарно составило 19 машин отечественной разработки. В 2020 г. – 20 самолетов, в 2019 г. – 23 машины, в 2018 г. – 35 самолетов, а в 2017 г. – 41.

Летом прошедшего 2022 г. правительство России утвердило Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г, которая была опубликована на сайте правительства России. Согласно Комплексной программе, отечественная авиапромышленность должна изготовить к 2030 г. 1036 новых серийных самолетов и 764 вертолета гражданского назначения, а также почти 5 тыс. авиадвигателей для них. Распоряжением правительства РФ № 1693-р от 25 июня 2022 г. Комплексная программа была утверждена и принята к исполнению. На развитие отрасли планируется выделить из госбюджета суммарно 770 млрд. руб. В августе 2023 г. в Комплексную программу были внесены коррективы.

Комплексная программа – это некая общая цель, которую уже сейчас понятно, не достичь полностью, а только частично. Короче говоря, самое главное в наше время – пообещать. Рассчитывать, что в условиях жестких санкций авиапромышленность обретет «второе дыхание» и будет работать ударными темпами – это лукавство. У страны нет достаточных ресурсов. Для того чтобы успешно развиваться в условиях многочисленных санкций, необходимы куда большие ресурсы, чем имеются у России сейчас.

Однако, если дела с выпуском самолетов гражданского назначения подойдут и дальше со сдвигами «вправо» по времени, то каждый год в Комплексную программу необходимо вносить изменения и через пять-семь лет будем приобретать китайские самолеты. На чем-то надо же будет перевозить пассажиров. Предстоит длительная эпопея по доводке двигателя ПД-8 для самолетов SJ-100 и Бе-200.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"