Улицу Туполева в Жуковском за два года превратят в городскую магистраль за 6,6 миллиардов рублей
ЖВ уже писали о масштабности этого проекта: «Второй этап строительства подъездной дороги начнется в ближайшее время. Речь идет о проекте реконструкции улицы Туполева от транспортной развязки на пересечении с Туполевским шоссе (именуемой в народе «бубликом») и до моста через реку Хрипань. Предполагается, что отрезок дороги длиной 2,7 км будет расширен до параметров городской магистрали с непрерывным движением. В связи с этим планируется вместо двух полос сделать четыре-шесть, построить двухуровневую развязку, пять надземных пешеходных переходов и тоннель под площадью Громова. Контракт стоимостью 6,66 млрд рублей получила компания «Стройтрансгаз», которая, по сведениям РБК, подконтрольна российскому бизнесмену Геннадию Тимченко… Работы должны быть завершены в 2020 году».
Пробки. Дорого!
6,6 миллиардов – это много или мало? Несколькими днями ранее «придворный» телеканал «360» со ссылкой на министра транспорта Подмосковья Игоря Трескова сообщил, что в дорожную инфраструктуру ежегодно инвестируют более 40 миллиардов рублей. Таким образом, на Жуковский планируется потратить примерно шестую часть годовых «дорожных» денег Московской области. Настоящий, без кавычек, аттракцион невиданной щедрости! Но все же возникает несколько вопросов.
Первый, разумеется, цена. Конечно, считать чужие (в данном случае – областные) деньги, равно как и смотреть дареному коню в зубы – дурной тон. Но «вбухать» три годовых бюджета города в неполных три километра трассы представляется, скажем так, немного расточительным. Согласно данным, приводимых газетой «КоммерсантЪ» (https://www.kommersant.ru/doc/3636374), максимальная стоимость строительства километра дороги в России, «в условиях сильно пересеченной местности и плотной городской застройки» составила 243,9 млн. рублей. Километр в Жуковском обойдется в 2,46 миллиарда – в десять раз дороже. Для иллюстрации и понимания масштабов: на эти деньги все шесть полос на всем их протяжении можно обклеить тысячными купюрами, и годовой бюджет Жуковского еще останется. Или выложить полусантиметровым слоем черной икры…
Второй вопрос: как будет организовано движение автотранспорта в период проведения работ? Это, в лучшем случае, два года. С учетом обычной в таких случаях волокиты – все три. Официально об этом нигде не говорится. Обычно не стесняющиеся в формулировках «Жуковские вести», резюмируя мнение автовладельцев в интернете, пишут: «городу придется пережить повышенную транспортную нагрузку». Если перевести с языка Эзопа на разговорный русский – «круглосуточные пробки по всему Жуковскому». «Скорее всего, и не только Жуковскому», – продолжает свою мысль еженедельник. «Столпотворение транспорта сделает вовсе непроходимым и без того загруженный Быковский переезд…». Кстати, о Быковском переезде. На более эффективный, дешевый (миллиард – верхний предел) и логичный вариант его реконструкции и модернизации денег в областном бюджете почему-то не находится уже который год.
…но забыли про овраги
Но Бог с ними, с деньгами. В конце концов, область может иметь какие-то свои, не видимые и потому не понятные простому обывателю финансовые резоны. Поэтому следующий вопрос – логика и логистика. Заявленная цель – избавиться от «бутылочного горлышка» в районе моста и бензоколонки – хорошая и правильная. Однако в предлагаемом варианте это все равно убогий паллиатив: на кругу – там, где стоит «Капелька России» – лишь незначительная часть потока уходит вправо, в сторону озера Гидра. Остальные, едущие в сторону Холодово, ровно через километр упираются в узкий двухполосный мост через железную дорогу. Так что «бутылочное горлышко» просто немного смещается.
Кроме того, дорога проходит по довольно узкому участку. С одной стороны дома – многоквартирные и частные, лес; с другой – территории ЛИИ, ОАК, ЛИиДБ. Очевидно, что расширение дороги возможно за счет либо одного, либо другого: вариант с двухуровневой дорогой и эстакадой, насколько известно, не рассматривается. Двигать федеральные заборы, даже самые незначительные – задача непростая и для губернатора. Возможно, тимченковскому «Стройтрансгазу» будет проще. Но тоже – далеко не факт. Гораздо более вероятен вариант с очередными массовыми вырубками, изъятием земель и т.д. А это, памятуя о недавних событиях вокруг «цаговского» леса – неизбежные и массовые протесты.
Жуковский, Химки, Можайск, Волоколамск, множество менее серьезных инцидентов… Говорят, что после недавних «мусорных бунтов» и беседы с Путиным губернатор Воробьев усидел в своем кресле с огромным трудом. Да и то в основном за счет «электорального фактора»: устраивать внеочередные выборы за полгода до очередных – рискованная авантюра. Кстати, а не есть ли «дорожные» миллиарды – неуклюжая попытка задобрить «неудобных» избирателей наукограда? Если это так, то идея многомудрых губернских пиарщиков может выйти их патрону очень сильно боком.
Есть еще и дома на улице Туполева. Сегодня они и так мало пригодны для проживания, а после реализации проекта окажутся в считанных метрах от проезжей части и нескончаемого шестиполосного потока. И если вопрос с четной стороной до громовского «круга» теоретически можно решить за счет расселения (благо, дома двух-трехэтажные; кроме того, их общая ветхость уже давно требует кардинальных решений), то что делать с «нечетыми» четырнадцатиэтажками?