В ОАЭ с 13 по 17 ноября проходила Международная авиационно-космическая выставка «Дубай Эйршоу» (Dubai Airshow) – 2023
Отечественные самолеты и вертолеты в Дубае
Авиасалон на территории аэродрома Аль-Мактум эмирата Дубае, входящего в состав Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), проводится раз в два года. В нынешнем году на выставке были созданы 20 национальных павильонов. Свою продукцию и технологии представили около 1,4 тыс. компаний из разных стран мира. В воздухе, на статических стоянках и в павильонах было продемонстрировано около 180 летательных аппаратов различного назначения.
На выставке «Дубай Эйршоу-2023» Россия продемонстрировало «живьем» модернизированный тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (бортовой номер RF-78650). Эта машина стала главной премьерой натурной части российской экспозиции. Также были показаны вертолеты гражданского назначения Ми-171А3 в цветах авиакомпании «Газпрома», легкий вертолет «Ансат» в санитарном варианте и модернизированный противопожарный вертолет Ка-32A11М. На выставке показали боевой вертолет Ка-52М с набором бортового вооружения.
АО «Рособоронэкспорт» представил свою экспозицию в едином павильоне общей площадью более 750 кв. м, где было продемонстрировано более 200 образцов современных вооружений и военной техники. Компания «Рособоронэкспорт», которая входит в ГК«Ростех», впервые показала новое вооружение для истребителей пятого поколения и, в частности, крылатую ракету Х-69, а также перспективные авиационные управляемые ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-МД2 и РВВ-БД.
Концерн ВКО «Алмаз-Антей» продемонстрировал на этот раз в Дубае системы и комплексы ПВО различного назначения: С-350Е «Витязь», «Викинг»(экспортная модификация комплекса «Бук-М3»), «Тор-Э2», «Тор-М2К», «Тор-М2КМ», а также боевую машину стрелков-зенитчиков «Тайфун-ПВО (Э)» и др.
В летной программе авиасалона приняла участие пилотажная группа ВКС России «Русские витязи» на истребителях Су-35С и Су-30СМ.
Российскую делегацию для посещения выставки в ОАЭ возглавил вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров. В ходе рабочей поездки Денис Валентинович провел ряд важных переговоров. В Дубае также побывали руководители госкорпорации (ГК) «Ростех» и Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
Реализация авиационных программ
Как обычно бывает на авиасалонах, проходящих за рубежом, представители отечественных СМИ, пользуясь моментом, задают руководству отрасли напрямую вопросы, связанные с реализацией авиационных программ. Находясь в России, «свежую» информацию о состоянии работ по программам можно узнать только во время крупных мероприятий, которые проводятся редко. Во время авиасалона в Дубае стало известно, что летные испытания опытного образца импортозамещенного регионального авиалайнера SJ-100 (SSJ-NEW), оснащенного двумя отечественными двигателями ПД-8, начнутся в первом квартале 2024 г. Об этом стало известно со слов руководителя ОАК Юрия Слюсаря.
Испытания машины SJ-100 с отечественным двигателем ПД-8 должны были начаться прошедшим летом, но пока с 29 августа 2023 г. на аэродроме в Комсомольске-на-Амуре ведутся летные испытания только опытного образца самолета SJ-100 (SSJ-NEW) с российско-французским мотором SaM146. С мотором ПД-8 дела идут не так «гладко и быстро», как первоначально предполагалось.
Стоит напомнить, что в основу двигателя ПД-8 заложены технические решения, реализованные в сертифицированном моторе ПД-14. Создаваемый на базе задела, полученного при разработке газогенератора двигателя ПД-14 и предназначенного для установки на среднемагистральном самолете МС-21-310, дефорсированный мотор ПД-8 со степенью двухконтурности 4,4. имеет тягу 8 тс на повышенном (максимальном) взлетном режиме.
Вице-премьер правительства и руководитель Минпромторговли РФ Денис Мантуров заявил, что сертификация двигателя ПД-8 и самолета SJ-100 (SSJ-New) с импортозамещенным оборудованием будут идти параллельно. Ранее на официальном уровне заявлялось, что в конце 2023 г. в опытную эксплуатацию будут переданы два самолета SJ-100 (SSJ-New) с отечественным двигателем ПД-8. Сейчас эксперты полагают, что эта передача произойдет, видимо, во второй половине 2024 г.
Летные испытания двигателя ВК-650В, которым планируется оснащать вертолеты марки «Ансат и Ка-226, планируется начать в 2024 г. В настоящее время компания «ОДК-Климов», входящая в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) планирует до конца нынешнего года изготовить 10 опытных образцов перспективного ТВД ВК-650В. Четыре изготовленных образца намечено использовать в летных испытаниях. Начать летные испытания легкого многоцелевого вертолета «Ансат», оснащенного двумя ТВД ВК-650В, намечалось на декабрь 2023 г. Стоит напомнить, что работы по созданию ТВД ВК-650В в классе мощности 500-600 л.с. начались в 2019 г.
Крупные контракты
Во время выставки «Дубай Эйршоу-2023» национальная авиакомпания «Эфиопиэн Эйрлайнз» (Ethiopian Airlines) подписала твердый контракт на поставку 67 авиалайнеров с компанией «Боинг», включая твердые заказы на 20 узкофюзеляжных машин Боинг-737MAX-8 и 11 широкофюзеляжных самолетов Боинг-787-9. В рамках контракта предусматривается поставка авиалайнеров в период с 2026 по 2030 гг. Контракт также предусматривает опционы на 15 самолетов Боинг-787 и 21 самолет Боинг-737MAX-8. По утверждению представителей компании «Боинг», заключенное в Дубае соглашение представляет собой крупнейшую в истории Африки закупку машин американской авиастроительной компании.
Руководство авиакомпании «Эмирейтс Эйр Лайн» (Emirates Air Line) заключил контракт c международной компанией «Эрбас» на покупку 15 самолетов A350-900 на сумму около $6 млрд. Первые авиалайнеры А350-900 авиакомпания «Эмирейтс Эйр Лайн» планирует получить в августе следующего года, а завершение контракта намечено до лета 2028 г.
Одновременно на авиасалоне «Дубай Эйршоу-2023» авиакомпания «Эмирейтс Эйр Лайн» заказала у компании «Боинг» 95 штук авиалайнеров Боинг-777-8, Боинг-777-9 и Боинг-787 «Дримлайнер» (Dreamliner) на сумму $52 млрд.
Дух захватывает при перечислении сумм, которые расходуют страны Персидского залива на свою гражданскую авиацию благодаря эффективному использованию доходов от добычи и продажи нефти и газа на мировом рынке.