Пропаганда как лекарство от тревожности

1513
Фото пресс-службы администрации

Администрация города решила снизить тревожность жуковчан в связи с неподготовленностью укрытий в МКД и отсутствием информации рассказами о пропаганде  защиты от Чрезвычайных ситуаций и коллективной ответственности за природную и техногенную безопасность

В редакцию ЖВ обратилась жительница города Лидия Антоновна Шестопалова с вопросом о приоритетах в деятельности властей. «Прочитала про масштабные планы по благоустройству городского парка, за которое из муниципального бюджета заплатят 500 миллионов рублей. На мой взгляд, есть более важные вещи, такие, как безопасность жителей города, тем более в такое неспокойное время. Я все время слышу новости про атаки беспилотников, и возникает вопрос: а что делать, куда бежать, если вдруг ситуация станет совсем критичной? Вот рядом с нами в подвале какая-то мастерская, а в половине домов у жителей нет ключей от подвалов. Хочется узнать, что конкретно делают чиновники местной администрации в рамках подготовки укрытий и бомбоубежищ, какое финансирование планируется на это выделить?».  Редакция отправила запрос в администрацию города с вопросами по готовности укрытий в многоквартирных домах и информированию населения.

По словам чиновников, в соответствии с информационным письмом Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России от 2018 года, все защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся в жилой зоне, имеют статус простейших укрытий. Это сооружения, «не требующие специального строительства, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от ударной волны, светового излучения ядерного взрыва, осколков боеприпасов, стекол, обломков разрушающихся зданий, снижают воздействие ионизирующих излучений на радиоактивно загрязненной местности. Помимо подвалов, к простейшим укрытиям относятся траншеи, землянки, погреба и внутренние помещения зданий.

Как написано в ответе, в настоящее время осуществляется процесс передачи простейших укрытий (подвалов) из федеральной собственности в собственность МКД, после чего помещения будут содержаться, ремонтироваться и обслуживаться управляющими организациями. К сожалению, чиновники не пояснили, почему безопастность граждан стала делом самих граждан, так как у управляющих компаний нет никаких других источников доходов, кроме платежей собственников помещений в многоквартирных домах. Примерно также государство отдавало гражданам сами МКД – в довольно потрепанном состоянии с последующими платежами за капремонт.

Что касается бюджетного финансирования, то все в планах, так как проект бюджета на следующий год еще не утвержден, а в муниципальную программу «Безопасность и обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан» вносятся изменения.  Какие, администрация не уточнила.

«Целью работы с населением по обеспечению защиты от ЧС является формирование общественного мнения и психологических установок на личную и коллективную ответственность за природную и техногенную безопасность», – указано в ответе. Так мы узнали, что ответственны за ситуации, на которые никак не можем влиять. А по мнению чиновников, нас всех спасет пропагандистская деятельность, которая «способствует готовности людей правильно действовать в случае возникновения ЧС». Между тем, российское общество «Знание», как и множество других официальных источников дают исчерпывающее определение пропаганды: «Распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определённых взглядов. Главным отличием пропаганды от других способов донесения информации является преднамеренная расстановка акцентов и манипулирование общественным мнением для достижения поставленных целей».

Согласно ответу администрации,  работа с населением в этом направлении должна воспитать у людей «грамотное, с точки зрения защиты от ЧС, отношение к предметам и явлениям окружающего мира». А для информирования населения о случаях ЧС, их последствиях, мерах по предотвращению и правильных действиях в случае их возникновения, по мнению местных чиновников, и нужны «основные организационно-методические принципы пропаганды».  От перечня этих принципов дух захватывает: планирование и координация мероприятий по пропаганде на всех уровнях, комплексный характер данных мероприятий, дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам населения, использование социально-психологических факторов.

Как указано в документе, «объектами воздействия в пропагандистской деятельности о действиях при ЧС» являются дети, студенты, работники организаций, неработающее население, граждане без определенного места жительства. «С учащимися и студентами в период учебного времени проводится обучение вопросам защиты от ЧС в рамках дисциплины «Безопасность пожарного надзора» в рамках дисциплин «ОБЖ» и «БЖД», посредством печатных наглядных пособий осуществляется реклама пожарной-технической продукции» (стилистика, орфография и пунктуация автора ответа сохранена).

С работающим населением проводятся беседы на предприятиях в формате «вопросной-ответного метода». «Он представляет собой диалогический путь изложения и обсуждения учебной информации, когда содержание материала знакомо обучаемым или близко к их жизненной практике, – объяснили нам в ответе. – В ходе беседы руководители занятий  использованием современных обучающих программ, видеофильмов, плакатов и других наглядных пособий передает знания обучаемым по наиболее важным и сложным вопросам.» И все же основу обучения составляют практические занятия: тренировки с целью выработки, поддержания и усовершенствования необходимых практических навыков в использовании индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи, и комплексные занятия, на которых отрабатываются действия по вводным, выдаваемым руководителем.

Профилактическая работа с пожилыми гражданами и инвалидами проводится социальными работниками, а также в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания в формате бесед и лекций с использованием наглядных примеров. Также чиновники уверяют, что пропаганда по защите от ЧС ведется и по месту жительства путем выпуска и распространения среди граждан специальной рекламной продукции, листовок памяток и буклетов.

Так что, все идет по плану: за содержание укрытий, обеспечивающих безопасность, жители заплатят непосредственно из своего кармана, а за пропаганду по защите от ЧС – своими налогами через бюджет. И будет всем счастье, точнее, специальная рекламная продукция в неограниченном количестве.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.