ЦАГИ принял участие в “Неделе науки”

1137

Сотрудники научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем ЦАГИ работают над новым государственным стандартом, который определит методику оценки рисков, связанных с эксплуатацией БПЛА. Это и другие направления деятельности учёные обсудили в рамках форума “Неделя науки”, организованного в Санкт-Петербурге к столетию гражданской авиации. О его итогах рассказывает пресс-служба института.

Сегодня в России интенсивно развивается отрасль беспилотных авиационных систем (БАС). За этим направлением – будущее, поэтому в решение задач, связанных с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА), активно вовлекается молодежь – студенты и молодые ученые. Вопросы разработки и эксплуатации беспилотников обсуждались в рамках студенческого научного форума «Неделя науки», организованного в честь 100-летия отечественной гражданской авиации на площадке Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (г. Санкт-Петербург).

В мероприятии принял участие начальник сектора научно-исследовательского центра беспилотных авиационных систем (НИЦ БАС) ФАУ «ЦАГИ» Марк Овсянников. В ходе круглого стола по вопросам БАС он рассказал о применении риск-ориентированного подхода при создании нормативно-технической базы, регулирующей эксплуатацию БПЛА.

«Использовать такой подход впервые предложил Международный комитет авиационных властей по разработке нормативных документов в области БАС (JARUS). Решение было поддержано Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), после чего риск-ориентированный подход лег в основу и российского нормативно-технического регулирования в сфере БАС. Это значит, что эксплуатационные требования к беспилотным летательным аппаратам формируются не только в зависимости от их массогабаритных и летно-технических характеристик, но и в соответствии с рисками, которые они несут для третьих лиц», – рассказал Марк Овсянников.

На базе риск-ориентированного подхода специалисты НИЦ БАС разработали ГОСТы Р 59751–2021 «Беспилотные авиационные системы с беспилотными воздушными судами самолетного типа. Требования к летной годности» и Р 59517–2021 «Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация». Первый из них распространяется на БАС, в состав которых входят беспилотные воздушные суда, имеющие максимальную взлетную массу от 30 до 5700 кг. Требования, изложенные в стандарте, будут применяться при формировании сертификационного базиса, необходимого для проведения сертификационных испытаний БАС.

ГОСТ Р 59517–2021 «Беспилотные авиационные системы. Классификация и категоризация» решает проблему безопасной интеграции БПЛА в общее воздушное пространство. В настоящий момент сотрудники НИЦ БАС работают над новым государственным стандартом, который определит методику оценки рисков, связанных с эксплуатацией беспилотных авиационных систем.

В форуме также приняли участие представители СПбГУ ГА, КНИТУ имени А.Н. Туполева – КАИ, МГТУ ГА, ГУАП, Самарского университета, Научно-технического центра «Газпром нефти», авиакомпании AZUR air, ГосНИИ ГА и др. Обсуждались такие темы, как развитие отечественных программных и организационных решений в аэронавигационном обеспечении полетов авиакомпаний, роль авиации в освоении Арктики, научный туризм и др.

«Неделя науки» прошла при грантовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Мероприятие призвано способствовать интеграции образовательных учреждений, исследующих различные аспекты гражданской авиации.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут