ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЕТАЛ БЫСТРЕЕ И ВЫШЕ ВСЕХ…

2566
В.П. Васин, 1966 год

В 1958-м году в Лондоне вышла книга американского лётчика-испытателя Фрэнка Эвереста «Человек, который летал быстрее всех», весной 1960 года, изданная на русском языке. В 1956 году Ф. Эверест достиг рекордных показателей скорости и высоты полёта — 3 360 км/ч и 38 430 м соответственно. Именно поэтому он так громко назвал свою книгу. Однако этих показателей американец достиг на ракетоплане Х-2, стартуя не с земли, а из-под крыла самолёта-носителя В-50.

А вот для самолётов, взлетающих с поверхности земли, мировые рекорды скорости и высоты полёта на начало 1957 года составляли всего 1 822 км/ч и 20.083 м соответственно. И мало кто в мире знал, что весной 1957 года советским лётчиком-испытателем В.П. Васиным на самолёте Е-50 была достигнута скорость 2 470 км/ч и высота 25 560 метров. Эти достижения не были официально зарегистрированы из-за секретности, в которых проходили испытания. Но именно Валентин Петрович Васин был в те годы человеком, который летал быстрее и выше всех на самолётах,взлетающих с земли…

Случай свел с аэроклубом

Знаменитый лётчик-испытатель родился 30 октября 1923 года в селе Виноградово нынешнего Воскресенского района Московской области. Через несколько лет, при выдаче паспорта, мальчику почему-то записали другую дату рождения — 1 ноября.
Поэтому до конца жизни Валентин Петрович отмечал два дня рождения.
Его отец, Пётр Фролович Васин был из семьи староверов, а вот мама, Клавдия Тимофеевна Шмелёва, происходила из семьи «официальных» православных. Отец служил в Красной Армии ещё с Гражданской войны, стал офицером, занимался служебным собаководством, а мама работала в Москве, в госучреждениях. В 1927 году школа военного собаководства «осела» в подмосковном Новогирееве. Там семья Васиных и поселилась в барском доме, а точнее — в 20-метровой комнате, в которой жили восемь человек.

В школу Валентин пошёл в 1931 году, здесь у него появились школьные друзья. Учился он неплохо и с интересом, а повзрослев, стал заниматься спортом. Однажды в школе вывесили объявление о наборе в Реутовский аэроклуб. Друзья Валентина, как и он сам, в авиацию не собирались, но тут сообща решили съездить на медкомиссию с одной лишь целью — из спортивного интереса проверить здоровье. В итоге Васина зачислили в аэроклуб, хотя он собрался было ехать после школы в Саратовское танковое училище…

И началось: днём — школа, вечером — аэроклуб в Реутове… Весной 1941 года Валентин совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте У-2, а в начале июня окончил аэроклуб. Две недели спустя, в ночь на 22 июня, в школе состоялся выпускной вечер. А наутро началась война…
В военкомате, куда тут же помчался Валентин, его попросили подождать несколько дней и отправили в Чугуевскую военную авиационную школу пилотов под Харьковом. Он едва успел вылететь там на самолёте УТ-2, как началась эвакуация, и училище оказалось на юге Казахстана, близ города Джамбул. К концу 1942 года курсанты освоили истребитель И-16 и уже готовились к выпуску и скорому отъезду на фронт. Но тут в училище поступили новейшие истребители Ла-5, и подоспел приказ: переучить всех на новые машины. Лишь в 1944-м Васин окончил училище, надел лейтенантские погоны и остался в Чугуеве инструктором, хотя и писал многочисленные рапорты с просьбой отправить его на передовую.

Однако на фронт Валентин Петрович так и не попал. Трудно представить внутреннее состояние молодого, пышущего здоровьем лётчика, которому во времена величайшего сражения пришлось лишь учиться и тянуть инструкторскую лямку в тылу.
После войны Валентин Петрович продолжал готовить курсантов в Чугуеве. Трудно сосчитать, сколько лётчиков обрели путёвку в небо благодаря его инструкторскому таланту. А инструктором он был отличным…

Долгий путь в ШЛИ

В 1947 году Васина в числе лучших послали в Грозный, в Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу ВВС. Окончил он эту школу на «отлично», и вновь его оставили там инструктором. Однообразие школьной работы в январе 1948-го скрасила женитьба на выпускнице Московского института прикладного искусства Марии Родимовой, с которой Валентин дружил ещё с довоенной поры.
И снова полёты с курсантами… В апреле 1948 года лётчики-инструкторы прилетели из Грозного в Москву, на авиазавод № 381 за новыми истребителями Ла-9. Там до них дошла информация, что неподалеку от Москвы проводится набор в только что созданную Школу лётчиков-испытателей.

В.П. Васин с женой Марией. Грозный, 1949 год

Используя время, пока самолёты готовили к перелёту, Валентин Васин и его товарищ Виктор Кузовкин поехали на разведку в Жуковский. Там настойчивые лётчики пообщались с начальником Школы генерал-майором авиации М.В. Котельниковым. Выяснилось, что набор уже завершён. Но генерал пообещал включить лётчиков в следующий набор Школы. После этого окрылённые инструкторы вернулись в Грозный. Однако из Школы лётчиков-испытателей никаких вестей не было…
И вдруг в феврале 1951-го в Грозный приехал М.В. Котельников для отбора слушателей в Школу лётчиков-испытателей. Генерал помнил молодых инструкторов и сразу спросил: «Вы не передумали?» Васин и Кузовкин ответили: «Нет». «Ну, что ж, раз нет, тогда садитесь, пишите письма на имя начальника ВУЗ ВВС. Героические, со слезой». К великой радости молодых инструкторов, их рапорты были удовлетворены. А через некоторое время в Грозный пришёл вызов от Котельникова.

К моменту прибытия в Школу лётчиков-испытателей Васин имел налёт более 1 000 часов и 12 типов освоенных самолётов. Перед вступительными экзаменами молодого лётчика принял начальник Управления лётной службы авиапромышленности, легендарный лётчик Михаил Михайлович Громов. Легендарный лётчик не сразу одобрил кандидатуру молодого лётчика-инструктора. Четверть века спустя, на 30-летнем юбилее Школы лётчиков-испытателей, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации В.П. Васин встретится с М.М. Громовым. Валентин Петрович позже вспоминал: «Подозвал меня… «Я очень доволен». Кем он доволен? «Я доволен собой. Значит, я в людях разбираюсь». Ну, у меня уже Звёздочка к тому времени появилась. Я говорю: «Я обещал, я выполнил». И сфотографировались».

Но это будет потом. А пока слушатель Школы лётчиков-испытателей Валентин Васин в марте 1951 года приступил к полётам на аэродроме в Жуковском. Уже в июле он самостоятельно вылетел на реактивном МиГ-15, а затем — на Як-17 и Ла-15. За время обучения в Школе он освоил 10 новых для себя типов самолётов.
В июне 1953 года, после успешного окончания Школы лётчиков-испытателей, Васин получает назначение в Лётно-исследовательский институт, которому он посвятит полвека своей жизни. 23 июня 1953 года он выполняет свой первый испытательный полёт — на самолёте Ли-2.

Мастерство испытателя

Поначалу серьёзных работ молодому лётчику не поручали. Поэтому Васин с готовностью брался за любую интересную работу.
В июле 1955 года Валентин Петрович проходил тренировки в Институте авиационной медицины. В скафандре СК-1 он проводил до одного часа в барокамере на высотах от 20 до 30 километров. В дальнейшем именно в этом скафандре В.П. Васин будет проводить испытания самолёта Е-50, во время которых достигнет рекордных показателей скорости и высоты.

С каждым месяцем росло мастерство молодого испытателя. Ему начинают поручать всё более сложные и ответственные задания. В феврале 1956 года Валентин
Петрович в качестве второго пилота в экипаже известного лётчика-испытателя Я.И. Верникова поднимает в небо опытный Ан-8, а затем участвует в его заводских испытаниях. 24 июня 1956 года В.П. Васин впервые участвует в авиационном параде — вместе с Верниковым они демонстрируют публике Ан-8.

В середине 1950-х годов остро встала проблема перехвата иностранных самолётов, совершавших разведывательные полёты над территорией нашей страны на больших высотах. Был разработан перехватчик Е-50 с реактивным двигателем и дополнительным ЖРД, включавшимся в полёте. Первый экземпляр самолёта был потерян при аварии в июле 1956-го. Испытания второго экземпляра были поручены 33-летнему Валентину Васину.

Всего на Е-50 он выполнил 29 полётов. Из них 17 — с работающим ЖРД. Опасность этих полётов была в том, что компоненты топлива ЖРД — азотная кислота и перекись водорода — были очень агрессивными, и в случае утечки могли вызвать взрыв.
Несмотря на огромный риск, В.П. Васин блестяще провёл испытания Е-50. Им был совершён уникальный взлёт с включением ЖРД на старте. Это было захватывающее зрелище: за самолётом появлялся ослепительный узкий кинжал пламени из ЖРД, раздавался страшнейший грохот, и машина за считанные секунды уходила в небо.
Именно в ходе испытаний перехватчика Е-50 Валентин Петрович достиг высоты 25 560 метров и скорости 2 470 километров в час. Это было мировыми рекордными достижениями. Именно Валентин Петрович Васин в марте 1957 года летал быстрее и выше всех в мире! Но никто так и не узнал об этом, потому что испытания проводились в обстановке строжайшей секретности.
Во время этих испытаний В.П. Васину в марте 1957-го присваивают первый класс лётчика-испытателя. Ввиду огромной сложности и значимости проводимых им испытаний, было принято решение представить его к званию Героя Советского Союза. 1 мая 1957 года был подписан соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР.

В.А. Нефёдов и В.П. Васин одеваются в высотные скафандры. Внизу – Г.К. Мосолов. 1957 год

В мае 1958 года при выполнении безмоторной посадки на опытном МиГ-21 погиб однокашник Васина по Школе лётчиков-испытателей Владимир Андреевич Нефёдов. Он до последнего боролся за жизнь самолёта, но столкнулся со многими, ранее неизвестными, проблемами. К тому времени некоторый опыт удачных безмоторных посадок сверхзвуковых истребителей был только у двух лётчиков страны — Григория Седова и Владимира Ильюшина. Все руководства по лётной эксплуатации предписывали немедленное катапультирование после неудавшихся попыток запуска двигателя в воздухе.

Вот этой проблемой и пришлось несколько лет заниматься Валентину Петровичу и его коллегам из Лётно-исследовательского института. Первая «бездвигательная» посадка у Валентина Петровича оказалась несанкционированной — 10 ноября 1958 года у него отказал двигатель на сверхзвуковом Су-9. В считанные секунды он сумел рассчитать единственно верную глиссаду снижения и посадить самолёт на аэродром.
Это была третья успешная бездвигательная посадка на сверхзвуковом истребителе в стране!

После неё В.П. Васину и поручили изучить особенности подобных посадок по специально разработанной программе на таких разных самолётах, как Су-7, Су-9 и МиГ-21. Васинские рекомендации сослужили добрую службу: они помогли многим строевым лётчикам спасти и себя, и самолёты при отказах двигателей.
С начала 1960-х годов Валентин Петрович, помимо истребителей, начинает активно летать на тяжёлых самолётах. Это очень пригодилось ему, когда в 1964 году медицина списала его со сверхзвуковых истребителей.

В.П. Васин за штурвалом Ту-104ЛЛ при выполнении режиме невесомости, 1960-е годы

После этого Валентин Петрович с октября 1964 года начал активно летать на летающей лаборатории Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Самолёт разгонялся, делал «горку» и на выходе из неё в течение 25–30 секунд находился в невесомости. По оценкам экспериментаторов, находившихся в салоне, Валентин Петрович мастерски выводил самолёт на нужный режим и долго удерживал состояние невесомости — «ноль по трём осям».

Начальник испытателей

В том же 1964 году Валентин Петрович становится заместителем начальника Лётно-испытательного центра ЛИИ по лётной работе. Это стало серьёзным испытанием для 40-летнего лётчика. Несмотря на свою молодость, Васин вскоре стал обладать таким авторитетом среди лётного коллектива, что все его указания выполнялись беспрекословно.

9 июня 1966 года Валентину Петровичу Васину было присвоено почётное звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР». Это было высшим признанием его заслуг в деле лётных испытаний. А осенью 1973-го его назначают начальником Лётно-испытательного центра Лётно-исследовательского института. На его плечи легла огромная ответственность — теперь он руководил коллективом крупнейшего в стране испытательного аэродрома. Помимо организационных забот, на Васина легла и большая психологическая нагрузка — именно ему по долгу службы приходилось первым прибывать на места катастроф. Кто теперь подсчитает, сколько боли он пропустил через своё сердце, находясь на месте гибели своих друзей и сообщая потом их семьям чёрную весть…

Но такова работа лётчика-испытателя… Поэтому полёты продолжались, несмотря ни на что. А в марте 1975-го в лётной биографии самого Васина произошёл эпизод, чуть не приведший к трагическим последствиям. Проводились испытания самолёта Ан-24 с одним работающим двигателем. Сразу после взлёта ведущий инженер внезапно выключал один из двигателей. Затем приборы фиксировали действия лётчика в этот момент и его усилия на штурвале. По инструкции двигатель можно было вновь запускать, набрав высоту 300 метров.

И вот — после одного из таких экспериментов, на высоте 150 метров бортмеханик предложил: «Командир! Давай запустим второй. В наборе не всё ли равно — на одном или на двух?» Васин согласился… И тут происходит непредвиденное — бортмеханик, запуская отключённый двигатель, ошибочно выключил работающий… Складывается критическая ситуация. Исправляя свою оплошность, он вновь совершает ошибку и останавливает запускающийся двигатель. Теперь на самолёте выключены оба двигателя!

Валентин Петрович позже вспоминал: «Потом видит: «Ой, я ошибся!» «Спокойно, — говорю, — ставь по нолям!» Всё он поставил по нолям, а высота уже семьдесят метров. Вот она, земля рядом. «Поставил? Теперь давай, скажи мне, а потом делай». «Включаю зажигание», то-то, то-то… Под моим контролем. Высота уже сорок метров… Я уже вот сажусь… Смотрю: стронулся винт, пошёл. Ну, говорю, давай, давай, хотелось самому дунуть, чтобы он крутился быстрей. Высота двадцать метров, пятнадцать метров, а он ещё сил не набрал. Метров десять, он ещё не полностью… Но чувствую, что забрал. Прибавляю. Метров семь-восемь… Уходим… Набираем. В кабине — тишина, никто ничего не говорит, все переживают то, что было…»

Так, благодаря поразительному хладнокровию и высочайшему лётному мастерству Васина, были спасены жизни членов экипажа и самолёт.

В 1976 году Валентину Петровичу Васину было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации». Несмотря на возраст и высокую должность, он продолжал выполнять испытательные полёты. В августе 1977-го ему пришлось подключиться к важной испытательной работе — подхвату спускающихся на парашюте грузов специально оборудованным самолётом Ан-12. Основная сложность этой работы заключалась в том, что лётчику необходимо было на глаз точно рассчитать траекторию движения машины. Если самолёт пройдёт выше купола, захвата не произойдёт, если ниже — купол может намотаться на винт, и тогда катастрофа неизбежна. Вначале эту тему вёл другой лётчик-испытатель, но работа у него как-то не ладилась — самолёт проходил то выше, то ниже парашюта. Васин же в первом полёте осуществил подхват парашюта и за несколько полётов выполнил весь объём испытаний.

Эта работа стала последней в лётной биографии Валентина Петровича Васина. Осенью 1977-го он был списан с лётной работы. Его общий налёт составил к тому времени 5 030 часов. Это более двухсот дней, проведённых в небе на почти что ста типах самолётов и вертолётов. И ни одного вынужденного покидания в воздухе! Хотя аварийных ситуаций хватало… Не это ли является лучшей оценкой лётного мастерства лётчика!

После отстранения от полётов Валентин Петрович всё равно иногда поднимался в небо за штурвалом самолёта при выполнении транспортных полётов.Конечно, это было уже не то…

В.П. Васин на Байконуре, 1988 год

А в 1982 году Васина подстерегала ещё одна коварная неожиданность — он был снят с должности начальника Лётно-испытательного центра ЛИИ. Поводом для этого стала катастрофа самолёта Ту-134, случившаяся в июне 1982 года в районе Североморска.
Но Валентин Петрович всё равно остался на аэродроме. Ведь он не мог представить себе другой жизни! В 1980-х годах Валентин Петрович активно участвовал в работе по программе воздушно-космического самолёта «Буран», являясь одним из руководителей лётного обеспечения этой программы. 14 ноября 1988 года, во время полёта и автоматической посадки «Бурана» Васин находился на объединённом командном пункте на Байконуре. И вместе со всеми разделил радость за успех этого триумфального полёта. Увы, вскоре эта программа была закрыта… К сожалению, это было время, когда на первый план начала выходить не заинтересованность в успехе общего дела, а личная выгода.

Начиная с 1993 года, Валентин Петрович был главным лётным «дирижёром» пяти международных авиационно-космических салонов, проводившихся в Жуковском. Он вновь был нужен на любимом аэродроме!
Но коварная болезнь, подкравшаяся к нему летом 2003-го во время подготовки очередного МАКСа, вынудила его уйти на пенсию.
Валентин Петрович Васин ушёл из жизни 11 ноября 2010 года. Его похоронили на Быковском кладбище рядом с могилой его любимой супруги. Он прожил долгую и счастливую жизнь, и навсегда останется в памяти потомков как человек, который летал быстрее и выше всех…

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.