Выполнен новый этап в разработке двигателя ПД-35

1793
Фото ЦИАМ

В ЦИАМ завершился очередной этап стендовых испытаний газогенератора перспективного отечественного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35
По сообщению Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), в начале октября нынешнего года завершился очередной этап наземных испытаний газогенератора перспективного двигателя сверхбольшой тяги ПД-35. Для испытаний газогенератора был задействован специальный стенд в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова, на котором имитировалась работа полноразмерного двигателя. Испытания показали хорошую сходимость полученных параметров газогенератора с проектными данными, сообщила пресс-служба корпорации.
Сборка опытного образца газогенератора ПД-35 была завершена в октябре 2021 г. на предприятии в Перми. Затем газогенератор установили на испытательном стенде и сделали первые пробные запуски. Во время испытаний был обеспечен выход устройства на режим малого газа и стабильная работа его узлов и систем. По утверждению разработчиков двигателя ПД-35, «первые результаты испытаний показали стабильную работу узлов и систем изделия».
Разработанный газогенератор станет основой для создания двигателей в диапазоне от 24 до 38 тс. Газогенератор, который называют «сердцем» авиационного двигателя, состоит из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления.
Газотурбинные двигатели в классе тяги 35 тс ранее в России не создавались. При разработке перспективной силовой установки максимально используется научно-технический задел, созданный в ходе разработки сертифицированного двигателя ПД-14, который устанавливается на авиалайнере МС-21.
Необходимо сказать, что летом 2021 г. было положено начало стендовым испытаниям демонстратора вентилятора двигателя ПД-35. Поскольку сам ПД-35 еще находится в стадии научно-исследовательских работ, было принято решение сделать демонстратор вентилятора в меньшей размерности (в полтора раза меньше). При изготовлении вентилятора ПД-35 впервые в России применены лопатки из полимерных композиционных материалов.
Число 35 в обозначении двигателя обозначает 35 тс тяги, но окончательная мощность двигателя пока не определена. Согласно информации разработчика мотора – фирме «ОДК-Авиадвигатель», программа предусматривает создание двухконтурного турбовентиляторного двигателя с тягой на взлете от 33 до 44 тс.
В ОДК заявили, что плановые сроки разработки ПД-35 намечены на 2027-2028 гг. Стендово-испытательный комплекс для ПД-35 планируют построить под Пермью к концу 2025 г. В России на сегодняшний день отсутствуют стенды для испытаний полноразмерных двигателей большой и сверхбольшой тяги. Существующие стенды позволяют испытывать двигатели с тягой до 23 тс.
В рамках реализации проекта будет возведено порядка 40 тыс. кв. м новых зданий и сооружений производственного назначения, а также объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. В составе испытательного комплекса будут построены логистический центр, корпус окончательной сборки двигателей и подготовки к испытаниям, а также целый комплекс испытательных стендов. В частности, должен быть построен открытый стенд, на котором будут производиться акустические испытания двигателей, испытания по забросу льда, птиц и по обрыву лопатки.
В настоящее время «ОДК-Авиадвигатель» и компания АСКОН ведут тестирование и доработку отечественных систем автоматизированного проектирования (CAD) и управления жизненным циклом изделия (PLM), которые должны заменить иностранные аналоги (мировыми лидерами являются такие компании, как Siemens PLM Software (штаб-квартира расположена в г.Плейно, штат Техас, США) и Dassault Systèmes (Франция). Планируется применить это перспективное ПМО при разработке перспективных авиационных двигателей, в частности, ПД-35. По официальным данным, в этот проект по созданию ПМО инвестировано около 1,2 млрд. рублей.
Начало работам в рамках проекта по созданию инженерного ПМО для двигателестроительной отрасли было положено в начале 2023 г. Работа ведется за счет средств Российского фонда развития информационных технологий. Ввод в эксплуатацию ПМО запланирован на декабрь 2026 г.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"