Проблемное семейство двигателей ТВ7-117

3430

В ближайшие два года двигатели семейства ТВ7-117 будут проходить доработку и только потом начнут серийно выпускаться небольшими партиями

Планы по двигателю ТВ7-117 

Месяц назад на официальном сайте правительства РФ было опубликовано распоряжение № 2259-р от 22 августа 2023 г., согласно которому вносятся изменения в принятую 25 июня 2022 г. Комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030 г. (в настоящее время называется Комплексной программой развития авиационной отрасли)

Корректировки в сторону уменьшения коснулись всех планов по выпуску до 2030 г. двигателей для самолетов и вертолетов кроме двигателя ПС-90А. В соответствии с новой редакцией Комплексной программы вместо 4964 двигателей планируется выпустить 3536 серийных моторов до 2030 г.

Всего, согласно первоначальному варианту Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., планировалось изготовить 160 двигателей ТВ7-117СТ-01 для самолетов марки Ил-114-300 и 205 штук ТВ7-117В для вертолетов марки Ми-38. В новой редакции Комплексной программы намечено выпустить 142 мотора ТВ7-117СТ-01 и 78 штук ТВ7-117В (также 17 и 8 соответственно подменных двигателей по этим видам воздушных судов) до 2030 г. Согласно обновленным планам, серийные моторы ТВ7-117СТ-01 в количестве четырех штук должны появиться в 2024 г., а модификации двигателя для вертолетов ТВ7-117В в количестве четырех штук в 2025 г. До этих временных рубежей Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) собиралась выпустить всего по два мотора ТВ7-117СТ-01 и два ТВ7-117В. Такой темп производства, естественно, повлияет на серийный выпуск самолета Ил-114-300 и вертолета Ми-38.

29 декабря 2022 г. российский турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ-01 получил сертификат типа. Ресурсная справка опубликована не была. В сертификате типа написали, что двигатель сертифицирован со следующими основными характеристиками (в условиях МСА, на уровне моря, без учета отборов воздуха в СКВ и ПОС): взлетная мощность на валу винта – 3100 л.с., нормальная взлетная мощность (и максимально продолжительная мощность при одном неработающем двигателе) – 2900 л.с., максимально продолжительная мощность – 2400 л.с. Многие авиационные специалисты задаются вопросом: «Хватит ли 2400 л.с. для Ил-114-300 при максимальной взлетной масса в 23,5 т ?».

Согласно официальным заявлениям, в 2023 г. намечено продолжить испытания турбовинтового двигателя (ТВД) ТВ7-117-СТ-01 для авиалайнера Ил-114-300 на стенде в термобарокамере Научно-испытательного центра (НИЦ) в подмосковном Лыткарине, который входит в состав Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И.Баранова, а также предусмотрено проведение других видов стендовых испытаний двигателя, включая ресурсные.

Ближайшие планы разработчика двигателя ТВ7-117 – компании «ОДК-Климов» – подтвердить в 2023 г. ресурс самолетной версии в 600 часов, а затем в 1200 часов, а для вертолетной версии – ресурс 800 циклов. Впоследствии ресурс будет повышаться до 6000 циклов и часов как по модификациям двигателя ТВ7-117СТ, так и по ТВ7-117В.

В конце декабря 2022 г. премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о докапитализации ОАК на 158,2 млн. руб. для доработки двигателя ТВ7-117СТ-01 для самолета Ил-114-300. В распоряжении указано: «Предоставить в 2023 г. ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» в целях финансирования затрат по разработке двигателя ТВ7-117СТ в качестве взноса РФ в уставной капитал акционерного общества бюджетные инвестиции в размере 158,22 млн. рублей на продолжение сопровождения летно-конструкторских испытаний и выполнение обслуживания силовых установок в 2024 г. в составе самолета Ил-114-300, на доработку и ремонт двигателей и воздушных винтов по результатам летно-конструкторских испытаний».

Такой медленный ход процесса по доработке семейства сертифицированного двигателя ТВ7-117 можно с большой долей уверенности объяснить тем, что у страны не хватает ресурсов. Идет СВО, и основные ресурсы стали направлять в военный сектор, а не в гражданское самолетостроение и вертолетостроение. В ближайшей перспективе мы, видимо, будет наблюдать «притормаживание» многих программ в области разработки и серийного производства авиатехники для гражданской сферы.

Финансовые планы

Согласно официальной информации, 22 сентября нынешнего  года правительство России одобрило проект бюджета на трехлетний период (с 2024 г. по 2026 г.). В конце прошедшего сентября законопроект внесли на рассмотрение в Госдуму.

Проект бюджета предполагает общие расходы в размере 36,6 трлн. руб. и доходы на уровне 35 трлн. руб. в 2024 г. Больше всего расходов придется на оборону – 29,3% (10,7 трлн. руб.), что эквивалентно 6% валового внутреннего продукта страны (ВВП).

В 2023 г. на оборону намечалось выделить 6,4 трлн. руб., а на 2024 г. планируется направить 10,77 трлн. рублей. Это в три раза больше, чем было до начала СВО (3,51 трлн. руб.). Минфин РФ предполагает, что после 2024 г. расходы на оборону будут снижаться: на 2025 г. планируются 8,5 трлн. руб., а на 2026 г. – 7,4 трлн. руб.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"