В Жуковском никак не могут решиться на перерасчет за двухнедельное отключение горячей воды, коммунальщики предлагают искать компромисс, который они видят в несоблюдении требований закона
Каждый год в начале июня по всей стране отключают горячую воду, зачастую ее и включают не в срок, указанный в нормативах. Суть вопроса довольно проста. В разделе 9 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства № 354 от 06.05.2011 года, написано: «Продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства». В этом году срок был определен постановлением администрации города № 647 от 19.04.2023 года, в котором прописано отключение горячей воды с 01.06.2023 по 13.06.2023. Тем, у кого в квартирах нет счетчиков, не должны были начислять за ГВС за время двух недель отключения, а после 13.06 — только с момента поступления горячей воды, в некоторых домах она появилась позже.
Вопрос перерасчета встает не первый год, еще в 2021 году Общественная палата нашего города направила в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ запрос о правомочности перерасчета за ГВС в период отключения горячей воды. И получили ответ: «В соответствии с пунктом 99 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги».
Казалось бы, все очевидно: те, у кого нет счетчиков, заплатили за это уже один раз в формате норматива с повышающим коэффициентом, и если воду не получают, то и не должны платить за воздух. Однако у ресурсоснабжающей организации МП «Теплоцентраль» нарисовалась популярная позиция: не все так очевидно. По мнению ресурсников, остановка котельной – это не профилактические работы, а особый режим предприятия, во время которого все наоборот работают в два раза больше. Что касается подачи горячей воды за пределами срока, определенного постановлением администрации, то «Теплоцентраль» кивает на УК, которые не подготовились к запуску, а УК разводят руками. При этом в Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 “Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда” профилактические работы определены как именно тот промежуток времени, который определен постановлением главы. Однако ресурсники даже ответы министерств трактуют по-своему, считая, что данное требование перерасчета касается ремонтно-профилактических работ проводимых управляющими организациями на внутридомовом инженерном оборудовании, но никак к работам по остановке котельных и прекращению подачи горячей воды, а сами разъяснения преследуют одну цель – установку приборов учета. Так, легким движением руки все возвращается с больной головы на здоровую, жители виноваты сами, так как не поставили приборы учета, хотя и уже компенсировали повышенной оплатой эту свою «прихоть».
И вся дискуссия по поводу соблюдения закона плавно перекочевывает в тему агитации-принуждения собственников к установке приборов учета. Причем, в обратном порядке: давайте вы установите счетчики, а потом поговорим о перерасчете. То есть, что мы должны, мы вам прощаем. И хотя коммунальщики и чиновники должны учитывать интересы граждан, как основных потребителей и заказчиков услуги, да и вертикаль власти уже давно определила – «житель всегда прав», единственное решение и компромисс от ресурсников – требование сподвигнуть жителей на установку счетчиков. Так как, по их мнению, только это это приведет к экономии. Со стороны жителей, на экономию со своей стороны они идти не готовы.
Исчерпав аргументы «за все хорошее против всего плохого», перешли к софистике, сильно смахивающей на шантаж, выдвинув под видом факта гипотезу, что перерасчет приведет к убыткам, вследствие чего будет повышен тариф. При этом детализировать тариф с цифрами пока не спешат. По какой причине повысится тариф, науке неизвестно, но сейчас жителям предлагают выбрать из двух довольно странных вариантов: отказаться от требований перерасчета, чтобы не повысили тариф, или принять повышение тарифа, как следствие требования перерасчета.
В очередной раз сэкономить решили на самом простом – собственниках, которые являются потребителями услуг. Все разговоры об убытках в данном случае смотрятся особенно свежо на фоне проигранного суда по истребованию средств за поставленные непонятно зачем и для чего общедомовые приборы учета, когда многомиллионные затраты просто спишутся по решению суда, и никто не будет искать виновных из особо эффективных менеджеров муниципального предприятия, учрежденного администрацией. А все потери и затраты всегда можно повесить на жителей, ведь люди сейчас – новая нефть. Если недовольны – отключим воду, газ и далее по списку.