В конце марта город всколыхнула новость об объединении школ № 7 и 10, причем обсуждение проходило довольно эмоционально, и в интернете и оффлайн. Тема обрастала все новыми подробностями, факты смешивались с предположениями и домыслами, рисующими тревожную картину: с 1 сентября школы объединят, что на самом деле означает сокращение и насильное перемещение учеников и учителей из уже привычных кабинетов. Как оказалось, никакого проекта еще нет, а объединение – это пока идея, которая может и не дойти даже до стадии проекта, не то что реализации. Однако, наученные горьким опытом реализации самого худшего из возможных сценариев, жители города в последние годы всегда готовятся к худшему. Это даже уже не рациональный подход, а вопрос доверия к власти, когда интуиция настойчиво подсказывает, что ничего хорошего от реформ ждать не приходится. И в этом случае важна не только сама информация, но и интонация с которой ее преподносят обществу. Постановка вопроса в стиле «все уже решено» сегодня вызывает нервную реакцию даже у бюджетников, которые до этого в отстаивании своих прав замечены не были.
Цепная реакция протеста
Почти две недели назад педагогический коллектив 10-й школы в спешном порядке собрали на совещание, на котором представители администрации сообщили о предстоящей реорганизации. Точнее, начальник управления образования Наталья Гусарова считает, что рассказала об идее, которую успешно реализовывают в Москве, а вот учителя услышали об объединении уже через полгода. Диалог не сложился, а стороны начали действовать. И если администрация стабильно играла в молчанку, как всегда надеясь, что само рассосется, то учителя обратились к родителям, которые не обременены субординацией, за счет чего не стали стесняться в выражениях, причем не только в отношении чиновников, но и друг друга. При этом идея, у которой изначально было мало шансов на одобрение, стала обрастать подробностями, слухи росли в геометрической прогрессии. Кто-то рассказал о сокращении десятых классов до одного, другой информатор выдвинул идею многоэтажной застройки на месте школы № 7. К началу предыдущей недели ситуация накалилась до такой степени, что даже в Белом доме стало понятно, что «само не рассосется» и надо объясниться.
В четверг в администрации прошла встреча коллективов уже двух школ с заместителем главы города Аллой Дунаевич и начальником управления образования Наталией Гусаровой, на которой стороны существенно понизили эмоциональный градус, определившись в терминах, и договорились начать обсуждение с чистого листа, на котором педагоги на данный момент вывели одно слово – «НЕТ».
Образовательный центр: три плюс два
В самом начале встречи Наталия Гусарова объяснила, что идея реорганизации – это не слияние двух школ, а объединение двух школ и трех детских садов (№ 23, 24, 26) в один образовательный центр с общей образовательной концепцией. То есть все учреждения войдут в одно юридическое лицо, фактически оставшись на своих местах. «Ребенок приходит в этот образовательный центр с трех лет, и мы, как и диктует нам закон, обеспечиваем непрерывность образования, – рассказала Наталья Владимировна. – Ребенок в детском саду уже начинает готовиться к начальным классам, по единой образовательной программе, а потом плавно, без многочисленных комиссий и сборов документов переходит на следующий уровень данного образовательного центра». Как будет происходить деление внутри – вопрос компетентности руководителя образовательного центра, который своим решением может оставить все как есть, или распределить по другому. В любом случае, по словам Наталии Гусаровой, это не оптимизация, а увеличение возможности для учеников, поэтому скорее всего коллективы двух школ будут сохранены: руководитель может объединить учеников не на уровне классов, а на уровне факультативов, каждый ребенок после 9-го класса может получить четыре дополнительных часа, например, математики, чтобы не тратить время и деньги на репетитора».
В поддержку нового образовательного центра выступила городской депутат, директор школы № 9 Надежда Романова, которая рассказала, что поначалу отнеслась к этой идее с недоверием, но потом съездила в уже действующий образовательный центр в Москве и поменяла свое мнение, став, по сути, адептом объединения школ и детских садов. По ее мнению, именно эта реорганизация позволила столичному образованию вырваться далеко вперед по качеству учебного процесса. Надежда Романова рассказала, что учителя образовательного центра находятся в более выгодном положении, с одной стороны учителя младших классов по желанию могут работать и в детских садах, а с другой стороны, учителя не ведут «внеурочку», что позволяет педагогам углубиться в учебный процесс по своему предмету. Выслушав эту восторженную презентацию от директора школы № 9, реформируемые коллективы тут же предложили начать революционные преобразования именно с этой школы. «Почему объединяют только наши школы, а девятая в стороне? – удивилась учитель начальных классов школы № 10 Надежда Илюшина. – Давайте разовьем эту идею на три школы!» Идея была горячо поддержана всеми, кроме директора школы № 9, которая еще несколько минут назад восхищалась всеми плюсами укрупнения.
Планы на будущее vs реальность
Основные претензии педагогических коллективов – отсутствие обоснования данной реформы, а главное, выбор именно этих двух школ: «Где хотя бы начальная аналитика, основанная на цифрах, устав образовательного центра, структура, оценка экспертного сообщества? Нет аналитики по демографической ситуации, плана развития, ничего нет. Нам говорят, что начинаются проектные работы по школе в 5-м микрорайоне. А у вас есть статистика, сколько детей учатся в наших школах именно из того района? Иначе потом откроется новая школа, что спровоцирует отток учеников от нас, и возникает вопрос: зачем было это все городить?» Наталья Гусарова заверила, что детальным изучением и проработкой вопроса займется рабочая группа, куда войдут представители администрации, педагогических коллективов и родительских комитетов двух школ и трех детских садов. В процессе этой работы будут взвешены все риски и только при положительной экспертизе начнется реализация проекта.
Внезапно учителя вспомнили о гражданском обществе и местном самоуправлении, которые гарантируют выработку решений на местном уровне в тесном диалоге власти и общества. И единственным приоритетом этого взаимодействия должна быть защита прав граждан. «Вы говорите об эксперименте, характерная особенность которого – неизвестный результат, – выступила одна из учителей школы № 10. – Может, лучше модернизировать то, что уже есть? Это менее рискованный и уже апробированный путь, который неоднократно доказывал свою состоятельность. Намного эффективнее вложить деньги в модернизацию технической базы школ, а потом уже думать об образовательных центрах. Если вы действительно хотите нас услышать, то сообщаем, что мы провели собрание коллектива, на котором все высказались категорически против объединения, вот протокол».
Во время всей встречи периодически всплывал один и тот же отчаянный вопрос: почему именно мы?! Алла Дунаевич сообщила, что выбирали по территориальному признаку, и решив приободрить добавила: «Вопрос комплексного образования в Жуковском стоит в будущем для всех образовательных учреждений. Это будет везде по области, такая общая повестка на ближайшее будущее». Эта перспектива на будущее спровоцировала бурное обсуждение более пригодных для эксперимента школ, все стали наперебой предлагать разные варианты, что напомнило сказки, в которых выбирают, кого из девушек отдать чудищу морскому, чтобы оно на некоторое время оставило в покое. При этом учителя двух школ неоднократно подчеркивали, что относятся друг к другу с уважением и не собираются выяснять отношения, кому из них больше не повезло, так как не повезло всем. «Мы дружим школами, но лучше всегда дружить на расстоянии», – резюмировал кто-то из зала.
Надо тушить пожар, а не проектировать дворец
Многие из учителей выразили сомнение в выборе двух школ по территориальному признаку, предположив, что все дело в нехватке помещений для первых классов из-за большого количества желающих и отсутствия школы в 5-м микрорайоне: «Надо в первую очередь решать этот вопрос, строить обещанную уже несколько десятилетий назад 16-ю школу, а не пытаться такими косметическими мерами решить системную проблему». В этот момент коллег решила подбодрить Надежда Романова, которая сообщила, что в 9-й школе также не хватает места для всех желающих попасть в первый класс: «Пытаемся решать проблему, мы думали сделать два десятых класса, а теперь скорее всего будет один, чтобы освободить место под начальную школу». «А куда пойдет второй десятый класс?» – удивленно спросила учительница из десятой школы. «В колледж», – ответила директор школы № 9.
Вопрос, куда посадить первоклашек, стал на какое-то время основной повесткой встречи. «Надо сейчас оперативно решать этот злободневный вопрос, а не обсуждать призрачное будущее», – требовали учителя. – Первоочередная проблема – новая школа, а не объединение».
Давайте начнем сначала
В конце встречи Наталья Гусарова решила отрефлексировать двухчасовое эмоциональное обсуждение: «Мы услышали, что вы против, а что услышали вы?». Еще несколько минут прошло в обсуждении, что же все-таки услышали, а потом директор школы № 7 потребовала дать честное слово, что с 1 сентября 2019 года никаких изменений и тем более объединения в единый образовательный центр не произойдет. «Да, обещаю, что 1 сентября вы начнете работу в обычном режиме», – поспешила согласиться Алла Дунаевич и тут же добавила: «Мы все равно и дальше будем приходить к вам, разговаривать, уговаривать». Тема неизбежности скорой беды после этого обещания отошла на второй план, учителя более-менее успокоились и предложили для начала устроить широкое общегородское обсуждение с родителями и экспертным сообществом для выработки обоснованных дальнейших действий. То есть, предложили начать с чистого листа и без фатального выбора первопроходцев, исключительно на добровольной основе, во имя гражданского общества и местного самоуправления.