«Воды не было, но вы заплатите», — подумали коммунальщики и отказываются делать перерасчет за горячую воду, которую не подавали в дома
Отношения в сфере ЖКХ уже давно строятся на старинном принципе: потребитель всегда должен, а коммунальщики свои обязанности с легкостью прощают. Ведь это только на глянцевых картинках «житель всегда прав», в реальной жизни его права растворяются в спорах «хозяйствующих субъектов». Причем закон один — Постановление правительства № 354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), — а трактовка у сторон разная. Причем именно тогда, когда жители требуют перерасчета или качества оказанной услуги. В начале года возник спор по перерасчету за подогрев воды: некоторые управляющие компании завышали объемы потребления энергии на подогрев воды, применив повышающий коэффициент в лицевых счетах квартир без приборов учета.
Предложения жителей решить вопрос были проигнорированы, пока в дело не вмешалась Госжилинспекция, только после этого был произведен перерасчет. Сейчас ситуация повторяется снова, теперь спорным стал перерасчет из-за объема недополученной жителями горячей воды. Между тем, согласно нормативным документам, за объем непредоставленной коммунальной услуги предусмотрен перерасчет, только ресурсники и УК предпочитают об этом не вспоминать.
На все требования жителей коммунальщики любят вспоминать Постановление Правительства № 354 от 06.05.2011, которые так же именуют просто «Правила предоставления коммунальных услуг», однако вспоминают исключительно в тех моментах, когда это подтверждает их позицию. Но этот документ описывает весь спектр отношений между собственниками и поставщиками коммунальных услуг, в том числе действия и ответственность поставщиков в случае непредоставления коммунальной услуги или предоставления ее не в полном объеме.
Каждый год в начале июня по всей стране отключают горячую воду, это мероприятие еще более традиционное, чем просмотр фильма «Ирония судьбы» в новогоднюю ночь. Оставляя за скобками вопрос, почему в ХХI веке, потратив миллиарды на модернизацию ресурсоснабжающих предприятий, нужно по-прежнему отключать воду, уже не столь резонансный, так как все привыкли. Однако зачастую ее и включают не в срок, указанный в нормативах, что уже нервирует даже самых терпеливых.
Суть вопроса довольно проста. В разделе 9 приложения № 1 Правил написано: «Продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства».
В этом году срок был определен постановлением администрации города № 647 от 19.04.2023 года, в котором прописано отключение горячей воды с 01.06.2023 по 13.06.2023. Тем, у кого в квартирах нет счетчиков, не должны были начислять за ГВС за время двух недель отключения, а после 13.06 — только с момента поступления горячей воды, в некоторых домах она появилась позже. Как оказалось, если внимательно прочитать документы, перерасчет должны произвести и тем собственникам, у которых в квартире установлен счетчик, «за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период».
Дискуссия возникает не первый год, еще в 2021 году Общественная палата нашего города направила в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ запрос о правомочности перерасчета за ГВС в период отключения горячей воды. И получили ответ: «В соответствии с пунктом 99 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу, рассчитываемый при отсутствии коллективного (общедомового), индивидуального или общего (квартирного) прибора учета соответствующего вида коммунального
ресурса, снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной
услуги».
Более того, в августе 2021 года Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области разослало в муниципалитеты письма с теми же доводами, рекомендовав администрациям активно проводить мероприятия по установке на вверенных им территориях приборов учета. Однако мероприятий не последовало, так как в пылу тотального благоустройства о таких мелочах не задумываются. И, видимо, по мнению чиновников градус недовольства граждан еще не настолько высок, чтобы менять свои планы и перекраивать бюджет. И хотя жители Жуковского неоднократно доказывали свою внезапность и настойчивость, коммунальщики и чиновники все время надеются, что «рассосется». И все время эти надежды разбиваются, но рефлексы пока не выработались.
Елена Канышева, руководитель местного отделения Ассоциации председателей Советов многоквартирных домов Московской области (АПСМДМО):
«Мною были направлены официальные письма от нашего отделения АПСМДМО во все управляющие организации города, а также ресурсоснабжающим компаниям с просьбой прокомментировать и сообщить нам, собираются ли они делать перерасчет за время отсутствия ГВС на объем недопоставленной коммунальной услуги и в случае отказа уточнить причину.
На мое заявление на данный момент ответили 4 компании: ООО «СК Ваш Управдом», ООО «Корус», ООО «УК «МИРА» и МП «Инжтехсервис». Их ответ сводится к тому, что в настоящий момент они не являются поставщиками коммунальной услуги горячего водоснабжения и поэтому не имеют отношения к перерасчетам и рекомендуют нам обращаться в МП «Теплоцентраль». УК «ЖилВек» председателю совета МКД ул. Мясищева, д. 8 в официальном ответе сообщила, что перерасчет будет сделан в квитанции за июль 2023 года. Ждем ответа от остальных.
На этой неделе я встречалась с главой г.о. Жуковский Юрием Вячеславовичем Прохоровым, которому показала все документы, выдержки из нормативных актов, а также попросила, в силу данного администрации города права статьей 20 ЖК РФ, осуществить муниципальный жилищный контроль в отношении вверенного им жилого фонда и восстановить справедливость в отношении наших жителей. Очень надеюсь на положительный исход этой истории и на то, что жителям не придется обращаться дальше и выше по контролирующим инстанциям в поисках справедливости.
Жителям напоминаю, что я могу их проконсультировать по вопросам ЖКХ по адресу электронной почты: zhukovskiy@upravdommo.ru. При обращении не забывайте указывать ваше имя, адрес дома и телефон, по которому я смогу с вами связаться.»