Гиперзвуковые технологии в Ле Бурже-2023

1049

После четырехлетнего перерыва с 19 по 25 июня в пригороде Парижа Ле Бурже проходил 54-й Парижский международный авиационно-космический салон Paris Air Show-2023. Россия в крупнейшем мировом выставочном форуме не участвовала

Комплексы защиты от гиперзвуковых боевых летательных аппаратов (ЛА)

На Парижском авиасалоне израильский оборонный концерн Rafael Advanced Defense Systems представил перспективную гиперзвуковую ракету для перехвата воздушных целей «СкайСоник» (SkySonic). По сообщению пресс-службы концерна, разработка ракеты «СкайСоник» велась в течение трех лет. Представители концерна сообщили, что концерн получил разрешение Минобороны Израиля на раскрытие информации о перспективной ракете недавно. На авиасалоне в Ле Бурже ракету-перехватчик представляли министр обороны Израиля Йоав Галант (генерал-майор запаса), председатель правления концерна Юваль Штайниц, президент и исполнительный директор концерна Йоав Хар-Эвен (генерал-майор запаса). По утверждению разработчиков, перспективная система ПВО для перехвата сверхзвуковых и гиперзвуковых ракет способна сбивать ракеты, летящие со скоростью в 10 раз быстрее скорости звука. Согласно информации, изложенной в пресс-релизе, «кроме высокой скорости новая ракета обладает повышенной маневренностью, а комплекс ПВО способен отслеживать цели с низкой радиолокационной сигнатурой». В Интернете помещен видеоролик пуска ракеты «СкайСоник» с передвижной мобильной пусковой установки.

Время авиасалона 19 июня представителями Франции, Германии, Италии и Нидерландов, которые входят в состав международного консорциума MBDA (создан в 2001 г.), было подписано соглашение о разработки в течение трех лет прототипа гиперзвукового перехватчика для стран Европы. В течение трех лет будут проведены исследования по разработке ракетной системы для перехвата гиперзвуковых целей. Программа названа HYDIS2.

Помимо четырех перечисленных стран, подписавших меморандумы о намерениях по проведению работ в рамках проекта HYDIS2, подключиться к проекту выразили желание следующие страны: Финляндия, Эстония, Швеция, Дания, Румыния, Венгрия, Хорватия, Австрия, Испания и Бельгия.

Гиперзвуковые транспортные системы

На Парижском авиасалоне компания, которую возглавляет выходец из России Михаил Кокорич, представила результаты работы в рамках стартапа по созданию гиперзвукового пассажирского самолета. Исследовательские центры стартапа «Дестинус» (Destinus) располагаются в нескольких европейских странах, в частности, в Германии, Швейцарии, Испании.

В рамках стартапа «Дестинус» уже разработаны два дозвуковых экспериментальных ЛА, использующих в качестве топлива керосин. В ноябре прошлого года один из них – ЛА Eiger – совершил несколько успешных испытательных полетов. Третий экспериментальный ЛА – аппарат Destinus 3 должен летать со сверзвуковой скоростью и использовать в качестве топлива керосин и сжиженный водород. ЛА имеет длину около 12 м и массу около 2 т, с баком для хранения 1,5 куб. сжиженного водорода. Для полетов в качестве силовой установки будет использоваться турбореактивный двигатель GE CJ610, дополненный форсажной камерой. Силовая установка ЛА должна работать на разных режимах. В частности, в гибридном варианте: с работой двигателя на керосине, а форсажной камеры – на водороде; так в варианте полностью на водородном топливе.

Успешное испытание сразу после авиасалона

На следующий день после закрытия авиасалона официально было сообщено, что вечером 26 июня с испытательного ракетного полигона DGA в Бискарроссе на юге Атлантического побережья Франции был произведен первый испытательный пуск демонстратора французского экспериментального маневрирующего гиперзвукового летательного аппарата VMAX (Véhicule Manœuvrant eXpérimental). Запуск был произведен с использованием геофизической ракеты в качестве разгонной части. Испытания объявлены успешными.

Аппарат VMAX разработан и изготовлен компанией ArianeGroup (совместное предприятие групп Airbus и Safran) при поддержке французского Национального центра аэрокосмических исследований ONERA. Расчетная скорость полета французскими официальными источниками называется как больше 5 Махов, т.е. свыше 6 тыс. км/ч. О программе VMAX впервые официально объявили в январе 2019 г.

Помимо VMAX во Франции под руководством DGA при головной роли ArianeGroup осуществляется программа создания перспективной гиперзвуковой крылатой ракеты воздушного базирования ASN4G с прямоточным гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем (ГПВРД). Разработчики ASN4G утверждают, что планируют достичь скорости полета до М=8. ГПВРД для ракеты ASN4G разрабатывают совместно французская организация ONERA и международная компания MBDA.

Послесловие

Действительность показывает, что разработка гиперзвуковых технологий интенсивно идет в рамках международного научно-технического сотрудничества. Россия пошла по иному пути: происходит постепенное разрушение международных научных связей, сформировавшихся по последние тридцать лет, тем самым страна обречена на отставание по ряду научных направлений. Стоит учесть, что значительное количество научных приборов Россия давно не производит, а вынуждена закупать за кордоном. В подавляющем большинстве стран-членов «Гиперзвукового клуба» (США, Австралия, Европейское сообщество, Китай, Индия и др.) ученых не сажают в тюрьмы на длительные сроки из-за статей теоретического характера в зарубежных научных журналах, а создают нормальные условия для научного творчества поиска.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"