Холдинг «Вертолеты России» организовал в Башкортостане серийный выпуск первой отечественной сертифицированной беспилотной авиационной системы вертолетного типа БАС-200
Сертифицированный БАС-200
В Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП), где строятся вертолеты семейств Ка-27 и Ка-32, в течение нескольких лет создавали производственную линию по серийному изготовлению БЛА БАС-200. Начало летным испытаниям первого опытного образца БАС-200 было положено в 2021 г. В феврале 2022 г. завершилось изготовление трех опытных образцов комплекса БАС-200. В апреле 2022 г. были завершены производственные и приемо-сдаточные испытания по всем опытным образцам. Первый опытный образец БЛА БАС-200 был продемонстрирован на авиасалоне МАКС-2021. Во время МАКС-2021 холдинг «Вертолеты России» подписал с МФТИ договор по участию Института в разработке БАС-200.
Сертификат типа на БАС-200 был получен в декабре 2022 г. Бюджет проекта по серийному производству БАС-200 оценили в 1,84 млрд. рублей. Часть средств было привлечено из Фонда развития промышленности по программе «Приоритетные проекты».
Беспилотник БАС-200 разработан специалистами Национального центра вертолетостроения (НЦВ) им. М.Л. Миля и Н.И. Камова на основе аппарата, техническую документацию на который приобрели у белорусской фирмы «КБ «Беспилотные вертолеты». Беспилотник спроектирован по классической одновинтовой схеме, оснащен роторно-поршневым двигателем. На беспилотнике установлен двигатель IAE50R-AA австрийской компании Austro Engine. Беспилотная авиационная система состоит из наземной станции управления с рабочими местами внешнего пилота и оператора целевого оборудования, двух БЛА вертолетного типа и транспортного контейнера.
Беспилотный летательный аппарат (БЛА) БАС-200 может совершать полеты продолжительностью до четырех часов и подниматься на высоту до 3,5 тыс. метров. Максимальная взлетная масса БЛА составляет 200 кг. БАС-200 может развивать скорость до 160 км/ч и нести коммерческую нагрузку массой до 50 кг. Стандартный запас топлива составляет 55 литров. Радиус действия канала связи – 100 км. По утверждению разработчиков, радиус действия беспилотника может достигать 460 км (при передачи управления БЛА от станции к станции).
Основные задачи БАС-200 – это перевозка грузов, поисково-спасательные работы, геологоразведка, авиапатрулирование лесного хозяйства и мониторинг линейных объектов: шоссейных и железных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. На беспилотный вертолет возможна установка широкого перечня оборудования: гравиметра, магнитометра, спектрометра, гиростабилизированной оптико-электронной системы и т.д.
Полеты БЛА на бумаге и наяву
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023), который проходил в Северной столице с 14 по 17 июня нынешнего года, было заявлено, что определены первые шесть регионов России для применения беспилотной авиации.
Соответствующее соглашение подписано 15 июня на ПМЭФ-2023 между Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) и администрациями Ненецкого автономного округа (НАО), Томской области, правительствами Хабаровского края, Калужской и Сахалинской областей, Республики Саха (Якутия).
Как указано в официальном пресс-релизе, «в рамках заключенных соглашений стороны будут содействовать интеграции беспилотных авиационных систем в воздушное пространство страны, способствовать совершенствованию нормативно-правовой и технической базы, участвовать в разработке и реализации образовательных программ для подготовки квалифицированных операторов дронов, а также проанализируют возможные области применения беспилотников в регионах».
Складывается весьма противоречивая ситуация: губернатор НАО Юрий Бездудный с одной стороны заявляет, что «рамках заключенных соглашений стороны будут содействовать интеграции беспилотных авиационных систем в воздушное пространство страны, способствовать совершенствованию нормативно-правовой и технической базы…»
С другой стороны в НАО действует запрет на использование беспилотных летательных аппаратов. В соответствии с постановлением губернатора Ю.Бездудного, исключение вводится только для испытаний перспективных образцов беспилотных воздушных судов по согласованию с отделом в Ненецком автономном округе Регионального управления ФСБ России по Архангельской области и Управлением МВД России по НАО. Получается, что с широким массовым использованием БЛА в НАО придется подождать, как и в ряде других регионов РФ.
Необходимо отметить, что АО «ГТЛК» в нынешнем году приобрело для поставки в лизинг 21 беспилотную авиационную систему (БАС) в рамках заключенных с отечественными производителями контрактов.