В Мосгорсуде вынесли приговор жуковскому ученому – 12 лет колонии, ровно столько, сколько запросило гособвинение
Валерий Голубкин — профессор МФТИ, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник ЦАГИ, автор более 120 научных работ в области аэродинамики.
Он занимался теоретическими разработками и имел только третью форму допуска к гостайне (никогда не работал со сведениями под грифом «совершенно секретно» и «особой важности»). Однако это не помешало обвинить его в госизмене, был бы человек, а дело найдется, тем более что за пять месяцев до Голубкина уже арестовали другого ученого ЦАГИ — Анатолия Губанова, который в 2018 году
привлек Валерия Голубкина к работам по международному проекту HEXAFLY-INT
по созданию пассажирского самолета. Следствие утверждает, что в двух отчетах
по проекту, которые ЦАГИ был обязан представить партнерам и которые, по указанию Губанова, Голубкин передал коллегам из Нидерландов, содержалась гостайна.
При этом перед отправкой сразу три комиссии подтвердили, что никакой гостайны там нет, отчеты можно публиковать и передавать иностранным партнерам.
Дело против Голубкина возбудили в День космонавтики, 12 апреля 2021 года,
в символизме следственным органам не откажешь. При этом за год до этого
к Голубиным пришли с обыском сначала в квартиру, а потом и на дачу. Однако за этот год никто не ограничивал его в работе и допуске к документам. «Он по-прежнему много работал, строил планы, и они находили поддержку, его ценили, к нему относились как к авторитетному специалисту, — рассказала жена ученого, Светлана Голубкина. — Без всяких признаков подозрительности. Его никто не лишал допуска к секретности в ЦАГИ, который и так был минимальным — 3-я форма, как у студентов-практикантов… Спустя какое-то время после обыска мы даже стали забывать про него. Казалось, что, наконец, разобрались, и от нас отстали. Первым плохим симптомом стал арест Анатолия Губанова. Но даже после этого Валерий не подозревал, что следующим будет он. Муж собирался на ежегодную конференцию в июне, и его поездка была одобрена. Мы спланировали отпуск, собирались в путешествие по Волге в августе… То есть он не верил в такую нелепость, что окажется в камере Лефортово. Даже 12 апреля, когда за ним пришли в 6 утра и сообщили, что повезут на допрос в Москву,
Валерий надел костюм (как на работу)». А в первой записке, которую Валерий Николаевич передал через адвоката, он просил сообщить на ФАЛТ МФТИ, что во вторник у него лекция, и надо, чтобы кто-то ее обязательно прочитал, так как беспокоился о студентах.
В дело вступили сильнейшие адвокаты страны, однако система «сдает назад» в исключительных случаях, и дела ученых в них не входят. С момента задержания, несмотря на многочисленные ходатайства и состояние здоровья Валерия Николаевича, ему восемь раз продлевали меру пресечения в виде содержания под стражей, оставляя раз за разом в СИЗО «Лефортово».
8 февраля 2022 года правозащитники подали в Администрацию президента 116 тысяч подписей с требованием освободить профессора Валерия Голубкина. Среди подписантов Михаил Глазов, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, Борис Штерн, доктор физико-математических наук, писатель Григорий Чхартишвили, журналист Зоя Светова. «Валерий Николаевич Голубкин — доктор технических наук, физик-теоретик. За более чем 40 лет работы Центральном аэрогидродинамическом институте он прошел путь от старшего техника до ведущего научного сотрудника, а в феврале 2021 года был выдвинут на должность главного научного сотрудника…Специалистов такого уровня единицы не только в России, но и в мире. Но вместо благодарности за верный многолетний труд во имя отечественной науки Голубкин получил обвинение в особо тяжком преступлении».
В марте 2023 года дело Валерия Голубкина, состоящее из 23 томов, передали в суд, а уже в июне подошли к оглашению приговора.
И ученый с мировым именем, отдавший свою жизнь на развитие отечественной авиационной науки получил 12 лет колонии, ровно столько, сколько запросило гособвинение.