Долгая дорога в Кратово

2010

«Не понимала сверстников из моего советского детства, отвечавших на вопрос: «На чём ездили на Кратовское озеро в выходные? – На электричке, так быстрее». Нет, только «на паровозике». Обязательно. Именно так мы с родителями попадали в одно из самых любимых мест отдыха жуковчан. Теперь там многое изменилось. Но главная традиция нерушима – добираемся из наукограда до Кратово Московской детской железной дорогой. И будто проваливаемся во времени, забывая о тревожном дне сегодняшнем: вокруг, как и много лет назад, всё те же ребячьи лица – безмятежные и счастливые у маленьких пассажиров, сосредоточенные и гордые ответственной миссией у юных железнодорожников, неспешно везущих нас в стародачный посёлок», – Мария Багринцева о «Подмосковном лете двадцать третьего года».

Удаляется станция «Юность», бывшая «Путилича», как называла я её когда-то – без пробелов и понимания смысла – вместо «Путь Ильича». Сам каменный Ильич на месте – ухоженный памятник Ленину по-прежнему провожает составы под управлением детей, всю зиму готовившихся к летней железнодорожной практике. Каждый день они меняют профессии: сегодня – кондуктор, завтра – диспетчер или дорожный мастер, послезавтра – дежурный по станции.

«Машинист тепловоза – Катя, помощник машиниста – Джордж», – представляет пассажирам поездную бригаду женщина в кителе, с добрым и чуть усталым лицом опытной проводницы. Сопровождающих взрослых рядом с будущими железнодорожниками, кажется, как никогда много. Вот и на переезде флажками сигналят не привычные мальчишки, а бывалые специалисты. Примета нашего неспокойного времени или подстраховка для безопасности действует не первый год?

У кого-то из ребят сегодня дебют на магистрали.

«Придерживайте детвору», – на всякий случай предупреждает о возможном неплавном ходе состава старшая коллега начинающих машинистов. Но они прекрасно справляются.

Короткая остановка на платформе «Школьная» всё ещё в черте Жуковского, несколько минут мимо дачных домиков в соснах и пышной поздней сирени. Каким долгим и увлекательным казалось когда-то такое путешествие в миниатюрных, но самых настоящих вагончиках! Теперь – не успели оглянуться и конечная.

«Станция «Пионерская», переход на платформу «Кратово» МЦД-3», – объявляет диктор о перспективах пересадки на ещё не открытую ветку Московских центральных диаметров. В неё должны интегрировать работающую с 1899 года остановку электричек, где сейчас тоже стали говорить о возможности перейти на платформы детской железной дороги.

На «Пионерской» только что сошедший с поезда парень лет двенадцати с горящими глазами оглядывается вокруг и допытывается у почти ровесника, но уже дежурного по станции, выйдет ли сегодня на узкоколейку тепловоз ТУ2-129.

«Старичок в депо», – с сочувствием вздыхает тот, сожалея, что приходится разочаровывать собеседника, похоже, приехавшего взглянуть на исторический локомотив в деле. Однако пассажир всё с тем жгучим интересом продолжает засыпать его новыми железнодорожными вопросами.

«Вы оттуда? – бросается к нам, как к родным, мама с двумя скучающими дочками, когда мы покидаем аккуратную платформу и обихоженную территорию детской дороги, направляясь к Кратовскому озеру. – Где-то там должно быть кафе!»

Действующих точек общепита не видно. Ларёк, торговавший у пляжа всякой простенькой снедью, закрыт.

Рядом на «губернаторской» площадке резвится несколько ребятишек. Большинство предпочитает не стандартные, во всех дворах наставленные горки на резиновом покрытии, а приключения на свои коленки в старом детском городке в соснах, о выступающие корни которых спотыкались ещё мы.

«Смотрите, какой огромный скворечник!» – тогда же, в прошлом веке, изумилась я, впервые в жизни увидев на кратовском берегу деревянный сортир и до колик рассмешив родителей. Если есть здесь сейчас заведения того же назначения, что «скворечник», то в глаза они не бросаются.

В прохладное воскресенье начала июня народа у воды совсем мало. Нет отчаянно купающихся, которых всегда хватает, вопреки регулярным запретам санитарных врачей. По дорожке вокруг озера, слегка размытой, но всё ещё годной для променадов, гуляют семьи, шествуют скандинавские ходоки, их деликатно обгоняют бегуны и велосипедисты. Изрядно утомившим горожан самокатчикам тут не разогнаться.

Пикники теперь, видимо, устраивают исключительно у лавочек. Окурков и прочих следов пребывания человека полно как раз там, где есть возможность цивилизованно присесть. До мусорных бочек доходят потом уже не все культурно отдыхающие в наследии Города-сада, который мечтал здесь построить ещё до Октябрьской революции владелец Московско-Рязанской железной дороги фон Мекк.

Часть публики, не тяготясь приличиями, добавляет к пейзажу и восстановленному силами общественности мраморному мостику архитектора Таманяна собственные граффити.

Парадоксально чисто в местах, где нет любимого чиновниками излишне обстоятельного благоустройства – к нашей радости, почти везде. Как тут не вспомнить праведную борьбу местных жителей с включением кратовской запруды в региональную программу «100 озёр», когда водоём собрались очищать с нарушением природоохранного законодательства вместо того, чтобы сначала перестать загрязнять его экосистему сточными водами. Разногласия поутихли. Надолго ли?

 

Долина рек Хрипань и Куниловка в посёлке Кратово отнесена к памятникам природы областного значения. У озера запрещены кемпинги, подъезд транспорта, вырубка деревьев, строительство, костры, выпас скота и сбор растений.

«Борщевик, борщевик!» – указывает бдительная школьница своим спутникам на прибрежные заросли. И она не так уж не права: говорят, на Руси и борщевик, и дудник, и испугавший её ценный медонос купырь одним словом звали – дягиль.

Берём с собой ароматы душистого разнотравья и вековых сосен, отправляясь в обратный путь, снова на «паровозике».

Рядом едет пожилая женщина. Одна. Смотрит в окно, улыбается чему-то своему, заветному. Может, тоже вспоминает детство и первые путешествия – 86-й сезон открыт в этом году на Московской детской железной дороге.

В рубрике “Подмосковное лето двадцать третьего года” ЖВ приглашают читателей поделиться на страницах издания впечатлениями о своих поездках по области – где удобно, современно, аутентично, увлекательно, медитативно или зажигательно, а где царит плиточный беспредел, мусор, дискомфорт и пустота с табличками. Всё лето ждём ваши истории, фото и видео по адресу info@zhukvesti.ru

Однажды эти наблюдения непременно пригодятся для того, чтобы Подмосковье стало регионом для людей.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут