То, что у доктора технических наук, ведущего специалиста ЦАГИ в области аэродинамики крыла и авиационного вооружения Константина Павловича Петрова было любимое хобби, которому он отдавал немалую часть своего свободного времени, знают немногие. Между тем, это тот самый счастливый случай, когда «физик» вполне гармонично уживался с «лириком», нагляднейшим подтверждением чему может служить выставка художественных произведений Константина Федоровича, проходящая в демонстрационном центре ЦАГИ.
Константин Павлович родился в 1915 году в городе Кольчугино Владимирской области. Уже в 16 лет он стал рабочим Ленинградского металлургического завода, где проработал 3 года. В 1934 году, после года рабфака, Константин поступает на 1-й курс Ленинградского индустриального института (ныне Политех). Именно там, в студенческой газете «Индустриальный» были опубликованы его первые рисунки – сатирические шаржи и пейзажи. Начиная с 1939 года жизнь Константина Павловича была связана непосредственно с ЦАГИ и нашим городом. Его первые исследовательские работы касались вопросов создания аэродинамических средств торможения для уменьшения скорости пикирующих бомбардировщиков. Результаты этих исследований явились в то время единственными данными для выбора и расчета тормозных щитков и летных характеристик бомбардировщика Ту-2. В 1951 году молодой ученый защитил кандидатскую, а в 1963 году докторскую диссертацию. В 1978 году Петрову было присвоено звание профессора. За годы работы в ЦАГИ он прошел долгий путь от инженера до начальника аэродинамического отдела, доктора технических наук, академика академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Им были написаны сотни отчетов, десятки статей, ему принадлежит авторство более 20 изобретений, многие из которых были успешно внедрены и использованы в изделиях ракетно-космической техники. Накопленный опыт позволил Петрову заниматься исследованиями космической техники, приняв участие в работах по созданию таких космических кораблей как «Восток», «Союз», аппаратов «Венера» и «Марс», многоразовой системы «Энергия-Буран». За плодотворную научно-техническую деятельность Константин Павлович был удостоен ряда государственных наград и высокого звания «заслуженный деятель науки и техники РСФСР». При этом коллегам он был известен, прежде всего как ведущий специалист института в области аэродинамики крыла и авиационного вооружения, ракет и космических аппаратов. Лишь немногие близкие люди знали, что, несмотря на напряженную научную работу, на протяжении многих лет Константин Павлович находил время для занятий изобразительным искусством.
На выставке, проходящей в настоящее время в демонстрационном центре, можно увидеть более 80 рисунков известного ученого. На пожелтевших от времени альбомных листках будто ненароком выхваченные моменты жизни и быта знакомых, тихое любование природой, эксперименты с художественными стилями и техникой, во всей полноте сущность многогранной личности заслуженного ученого.
Рассматривая его работы, нельзя не заметить склонность автора к самым различным жанрам и стилям. Значительная часть его творческого наследия предстает перед нами в виде изящных, в чем-то даже немного аскетичных, графических и акварельных пейзажей. Автор искренно восхищается природными красотами разных уголков нашей Родины, щедро делясь со зрителем своей любовью к совершенству природного естества. На некоторых этюдах можно заметить отдельные архитектурные сооружения, непринужденно вписанные в общую панораму, но людей на них мы почти не видим. В портретных же зарисовках, напротив, существует только Человек с большой буквы. Очевидно, что большая часть его персонажей – те, кого он хорошо знал – близкие друзья, возможно коллеги по институту. Причем автору не интересно просто изобразить внешнюю схожесть. Он явно тяготеет к собственному прочтению личности и характера всех своих визави. Мы же имеем удивительную возможность пройти по этому своеобразному мосту времени и увидеть лица людей, творивших нашу науку и историю великой страны многие десятки лет назад.
О еще об одной ипостаси творчества Константина Павловича хочется сказать особо. Жанр «сатирической карикатуры» вообще довольно непрост по определению и уж в техническом отношении легким его точно не назовешь. Между тем, именно в этом жанре художник чувствует себя как «рыба в воде». Как и любой профессиональный карикатурист, в достаточной степени овладевший техникой рисунка, автор имеет возможность сосредоточиться на сути вопроса. С доброй иронией, но довольно метко и бескомпромиссно, через отдельные бытовые сценки и зарисовки художник высмеивает проблемы, свойственные, пожалуй, большинству научных коллективов того времени. Некоторые же из них, такие как бюрократизм, кумовство, карьеризм, очковтирательство не менее актуальны и по сей день.
Еще при жизни художественные таланты известного ученого не могли не получить определенного признания как минимум со стороны коллег и профессионального сообщества. В частности, его графическая пейзажная лирика и карикатуры не раз печатались в районных газетах и ведомственных изданиях. Причем, уровень отдельных работ красноречиво свидетельствует о том, что на поприще изобразительного искусства он добился бы не меньших результатов, чем в научной деятельности, однако именно наука была смыслом всей его жизни, а творчество – источником вдохновения для новых дерзаний и прорывов.
«Эта выставка стала для команды демонстрационного центра особенной с самого начала, –рассказывает руководитель центра корпоративной культуры и социального развития ЦАГИ Екатерина Юрьевна Ростовцева. – Художественные работы ученого были найдены совершенно случайно в простой картонной коробке среди архивов института: акварельная бумага, совершенно неприметные альбомы с зарисовками на обеих сторонах листа. Однако, чем больше мы узнавали про Константина Павловича, тем бережнее относились к его памяти и ко всему тому, что он создал. К экспозиционному плану подходили в несколько этапов – все казалось недостаточным, не тем, неуместным. Здесь стоит отметить, что такие мозговые штурмы тоже дали свои плоды, например, в основу персонажей из нашей линейки сувенирной продукции легла одна из карикатур Петрова. В какой-то момент мы поняли: художественное творчество Петрова – это спокойное созерцание окружающего мира: для себя, для души. Потому выставка представляет работы нашего ученого «как есть», от первого лица. Эффекту беседы со зрителем способствовали и распечатанные фрагменты из мемуаров Константина Павловича, которые нам любезно передали его коллеги. К сожалению, многих наших ученых мы знаем сегодня только со стороны их непосредственной профессиональной деятельности. Тем интереснее нам, потомкам, живущим в беспокойном и суматошном XXI веке, находить и открывать для себя новые неожиданные стороны их жизни и души, заражаясь неуемной энергией творческого поиска и стремления к познанию мира. Именно эти качества вывели в свое время отечественную науку на уровень самой передовой в мире! Каждый раз, изучая биографии наших ученых мы поражаемся, насколько многогранными личностями они являются: тут и иностранные языки, и музыка, и живопись. Экспозиция, посвященная Константину Павловичу Петрову, стала началом цикла подобных выставок, и мы, несомненно, намерены продолжать работу в этом направлении».