Главной ценностью Жуковского всегда были люди, то поколение, которое строило, а не разрушало, делало, а не бросалось лозунгами, и умело жить, счастливо и долго. Я помню, как встретила в еще неблагоустроенном, цветущем сквере бывшего начальника ЛИИ им. М. М. Громова, блестящего ученого Арсения Дмитриевича Миронова, которому в тот момент было за 95 лет, и он рассказал мне, как ездит на работу, гуляет по городу, ходит в баню. А я стояла и думала, что гожусь ему в правнучки, но не могу похвастаться такой активностью и тягой к жизни.
Таким же «неутомимым», лично для меня, стал и наш давний подписчик и друг ЖВ Валерий Шульгин. Кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заслуженный изобретатель СССР закончил свою трудовую деятельность в ЛИИ в должности зам. начальника отделения по летной подготовке летчиков отряда И.П.Волка и военных летчиков отряда И.И.Бачурина к полёту в космос на МКС «Буран». Этот жуковчанин, который влюблен в город, в котором учили летать самолеты, досконально но знает его историю, так как она прошла у него на глазах. А еще он любит жизнь, во всем ее многообразии и движении, проявляя интерес ко всему, что происходит вокруг. Он готов часами рассказывать, как строился Жуковский, рассуждать, как сохранить Жуковскую идентичность, а потом перейти к рассказам, как сам покорял горные вершины и пробежал полсотни марафонов, последний – в возрасте 70+. Потому что и городу, и человеку нужна забота и уход, иначе жизнь – просто отрезок времени, а не эволюция.
Узнав о предстоящем благоустройстве городского парка Валерий Шульгин написал обращение в городскую администрацию, открытое письмо в ЖВ, потому что считает парк – одним из последних мест, где жители города могут заниматься любительским спортом, отдыхать и заряжаться энергией природы. Сам он сейчас уже, отметив 85-летний юбилей, перешел на ходьбу, и каждый день проходит по 5 км там, где в городе еще остались зеленые зоны. И по-прежнему считает, что бег может не только продлить жизнь, но и сделать ее намного счастливее.
Это не преодоление себя, а удовольствие от движения
«Спортом я занимался всю жизнь, даже я бы сказал, что спорт – это и есть важная часть моей жизни, занимался футболом, штангой, – рассказал Валерий Энверович. – А вот к бегу пришел уже в зрелом возрасте, после 40 лет. У остановки «Отдых» был небольшой стадион, и мы там делали зарядку, в которую входили и несколько кругов пробежки, с этого все и началось. Потом аппетиты росли, стал бегать до Хрипани, пять километров туда и пять – обратно. Причем бегал с утра до работы. А еще надо было в Москву доехать. Это был постоянный утренний моцион.
Надо сказать, я совершил довольно много ошибок, которые, возможно, прочитав мой опыт, многие смогут избежать. Перед пятидесятилетием я решил пробежать в свой юбилей 50 километров, при том, что не имел за плечами еще ни одного марафона. Помогал мне в этом мастер спорта по тяжелой атлетике, заслуженный тренер России, мой бывший наставник по штанге В. Поздникин. Несмотря на такую высокую квалификацию а беге, она как и я, ничего не понимал. После нашей совместной подготовки, я все же пробежал 50 км, но на финише уже было не совсем понятно, «пациент скорее жив или скорее мертв». После этого решил закончить это дилетантское шапкозакидательство и подойти в вопросу взвешено и серьезно.
В свое время в Москве была очень сильная группа, которая трансформировалась в центр бегунов под руководством Бориса Прокопьева, выпускали даже специализированный журнал – «Бег и мы». Сначала бегали на дистанцию в 10 километров, потом дошли до участия в марафонах за рубежом. Центр занимался организацией поездок, мы стали постоянными участниками международных забегов.
Первый мой серьезный марафон – 42 километра – был в Москве. Сейчас смешно уже вспоминать, но я тогда подошел к нему довольно неспортивно. В Малаховке купил какую-то форму себе, выглядел в ней очень комично, и бежал не в кроссовках, а в тапочках. Повредил ногу, добежал, но выводили меня уже оттуда под руки к машине, я уже сам идти не мог. Когда я приковылял на костылях на работу, а это было совместное предприятие, где я был административным директором, все очень удивились, но отнеслись с уважением, даже один сотрудник тоже решил бегать, правда, для постоянных занятий у него потом силы воли не хватило. Я думаю, что изначально его мотивация была не совсем правильной, любительский бег не должен быть преодолением себя, он должен приносить исключительно удовольствие от движения».
Как сделать бег источником удовольствий, а не изнурительной тренировкой?
Я считаю, что если ты не получаешь от этого удовольствия, то и не стоит бегать. Поэтому важно не ставить сразу планку и идти на рекорд. Нужно начинать с расстояний, комфортных конкретно для тебя, и постепенно организм сам требует увеличения нагрузки, но это приносит положительные эмоции, а не наоборот. Аппетит приходит во время еды, так и в этом случае, потребность в движении тоже растет, привнося в твою жизнь эндорфины, которые еще называют гормонами счастья. Плюс, как и любое физическое упражнение, бег прекрасно «освобождает» голову от постоянных мыслей и переживаний, это своеобразный антистресс.
Начать нужно с простой пробежки – тестирования, понять свой ритм, чтобы не задыхаться, бежать ровно настолько, насколько позволяет организм. И я вас уверяю, что постепенно, ваш организм начнет позволять вам все больше и больше, не говоря уже об общем самочувствии и настроении. Дистанции будут увеличиваться, но это не будет преодолением себя, это будет наслаждением.
И все же согласитесь, что бег это же и спортивное состязание, хочется же быть быть быстрее, выше, сильнее…
Я в какой-то момент совершил ошибку и стал пытаться ставить какие-то личные рекорды постоянно, причем ориентируясь не на свое состояние, а на некий спортивный азарт, это сыграло со мной злую шутку. Занимал в своей возрастное группе уже первые-вторые места на соревнованиях, хотелось еще больше побед, и этим я себе навредил. Например, я пытался экономить время и не притормаживал, чтобы выпить воды, что нельзя было делать ни в коем случае. Подорвал здоровье, так что все хорошо в меру, как и в любой занятии, в любительском беге важен осознанный, продуманный подход. Не надо увлекаться и пытаться сразу поставить все рекорды. Это как с изучением языка: не надо пытаться его выучить за месяц, с наскока, ничего не выйдет, нужно время, терпение и система. И тогда результаты придут сами.
Конечно, когда ты уже участвуешь в забегах, то попадаешь в своеобразный круг людей, влюбленных в бег. Круг общения по интересам – еще один приятный эффект от этих занятий, при этом практически все, с кем я общался, были в принципе активными по жизни людьми. Любители, участвовавшие в марафонах, были еще и довольно дружным сообществом людей, которых сплотила эта любовь к движению. Когда ты попадаешь на марафон в коллективе, множество людей бегут с тобой рядом, это большая поддержка и взаимовыручка. Большинство людей, пробежав, что называется, «в коллективе», остаются в этом движении на долгие годы, и не в последнюю очередь из-за атмосферы общности интересов и мировоззрения. Борис Прокопьев, например, после каждого марафона устраивал «стол», за котором все прекрасно общались, было очень приятно и по семейному.
У нас была раньше компания даже в Жуковском, бегали вместе и на стадионе, и по городу. К нам даже из Москвы приезжали. Это сообщество, которое общалось не только во время бега, мы были общностью людей активного образа жизни, и я уверен, что это до сих пор дает нам силы жить, а не выживать. Потому что бег – это не просто спорт, это состояние души.