На Дне прессы в ЦАГИ руководители Института рассказали о планах на будущее

1261

26 апреля в ЦАГИ состоялся День прессы, который явился одним из мероприятий в рамках предстоящего 105-летия ЦАГИ. День прессы вызвал большой интерес и в ЦАГИ приехало около 60 представителей 25 СМИ России.

Программа мероприятия включала посещение экспериментальной базы и пресс-конференцию с первыми лицами института. Представители СМИ побывали на установках и стендах ЦАГИ, определяющих ключевые направления работ центра авиационной науки: аэродинамику, динамику полета и прочность летательных аппаратов.

На пресс-конференции генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало и научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», вице-президент РАН Сергей Чернышев сделали небольшие вступительные сообщения, а затем подробно отвечали на многочисленные вопросы.

Обращаясь к собравшимся, Кирилл Сыпало, в частности заявил: «Институт уверенно встречает свое 105-летие, мы состоятельны в финансовом плане, у нас достаточно много работы, мы активно участвуем в рамках гражданских программ создания современной авиационной техники, прежде всего наших флагманов, самолетов МС-21 и «Сухой Суперджет». Сейчас проходят финальные испытания для выдачи новых сертификатов типа этих летательных аппаратов, в новых конфигурациях в рамках программы импортонезависимости. Активно развивается вертолетная тематика, в том числе уникальные проекты по созданию винтокрылых аппаратов принципиально новых схем. Мы берем курс на создание широкой линейки демонстраторов, чтобы быть ближе к промышленности, чтобы наши работы не заканчивались просто формулами и отчетами. Мы снова хотим вернуться в летный эксперимент. В определенном смысле, это возвращение к истокам создания ЦАГИ, когда в составе института были и конструкторское бюро   и летно-испытательная станция, которая впоследствии превратилась а ЛИИ. В определенном смысле слова, развиваясь по спирали, мы в своем новом очередном витке развития, в новом технологическом укладе, с новыми задачами приступаем, в том числе и к новым стройкам. Вы сегодня смогли увидеть два новых объекта, уже возведен один, по испытаниям нового композитного крыла, точнее прототипа кессона этого крыла для перспективного широкофюзеляжного самолета. Вводится в строй новый корпус для прочностных испытаний. Словом, ЦАГИ живет, развивается».

Сергей Чернышев: «В этих стенах я провел всю свою рабочую жизнь, после окончания физтеха. Хочу сказать, что для меня большое удовольствие работать с молодой, энергичной командой Кирилла Ивановича, руководителя ЦАГИ. Понимаю, как непросто в новых условиях тянуть тяжелый воз ведущего научного центра страны в области авиастроения. 5-тысячный коллектив института занимается, практически, всеми проблемами, связанными с двигающимися в атмосфере и в воде аппаратами. Я считаю, что в значительной степени мы остались мощной авиационной державой, благодаря заделу, который сделали наши деды и отцы. Наша задача, как минимум не уронить честь и двигаться дальше в решениях задач, которые ставит перед нами страна.

На самом деле мы — отраслевой институт в системе Минпромторга, но ЦАГИ как государственный научный центр всегда имел такое двойное соподчинение, но не формальное. Мы называли его институтом со звездочкой, то есть в плане научно-методической работы, научной программы мы регулярно докладываем в РАН, согласовывая свои планы, приоритеты развития. Сегодня вы видите двух членов РАН, в институте есть еще несколько, и ЦАГИ всегда славился своими ведущими учеными, в областях, связанными с механикой, машиностроением, управлением, автоматизацией, а также, как сейчас модно говорить, с искусственным интеллектом, и так далее. ЦАГИ — крупнейший в мире авиационно-космический исследовательский центр, с точки зрения сосредоточения в одном месте такого экспериментального оборудования, установок для исследования различных направлений.

Вы сегодня видели малую толику того, чем ЦАГИ обладает. Я надеюсь, что у вас возникли вопросы после посещения площадок, и мы с удовольствием на них ответим.

Первые два вопроса были к Кириллу Сыпало

 

О финальных испытаниях «Суперджета». В течение какого срока они запланированы и когда может состояться первый полет?

На стенде, который вы видели, мы заняты ресурсными испытаниями самолета, которые продолжатся до ноября. Результаты пойдут, прежде всего в задел последующей жизни самолета, когда он будет летать в авиакомпаниях. Сейчас мы помогаем коллегам подготовиться к первому вылету, который может состояться в ближайшее время. Потом начнется отработка сертификационного базиса — целая серия испытаний.

 

Правильно ли я понял, что в ЦАГИ сейчас проводятся испытания композитного крыла для широкофюзеляжного самолета или речь шла о МС-21 ?

Это прототип кессона крыла. На самом деле, это технология, отработанная на МС-21, начинает дальше развиваться, а крыло для широкофюзеляжного самолета это совсем другая песня, это значительно более сложная технологическая конструкция, и сейчас мы вместе с коллегами собрали уникальный стенд, и ни одна страна в мире не располагает такими возможностями. Изготовлен первый экземпляр прототипа, второй экземпляр, ресурсный, будет выставлен на МАКСе. Первый для статических испытаний, мы постараемся сломать, чтобы определить предел прочности этой конструкции, но по предварительным расчетам, нам это не удастся сделать. А в августе мы приступим к ресурсным испытаниям второго экземпляра прототипа кессона. Это задел на будущее широкофюзеляжной авиации. Это технологическая программа, ключевая для создания широкофюзеляжных самолетов следующего поколения.

Почти час руководители ЦАГИ Кирилл Сыпало и Сергей Чернышев подробно отвечали на не менее интересные вопросы о внедрении перспективных технологий, об альтернативных видах топлива, о нетрадиционных компоновках летательных аппаратов, о возможности применения ядерных установок. Завершая брифинг они поблагодарили представителей СМИ за участие.

Сергей Чернышов: ЦАГИ меня всегда поражал тем, что когда возникала какая-то проблема, водород ли, ядерная установка ли, аэростат ли, всегда найдутся специалисты, которые в этом хорошо понимают — настолько разветвленная тематика в институте, поэтому ЦАГИ свои задачи как главного государственного эксперта в области авиационной науки без сомнений выполняет. Большое спасибо, что приехали.

Кирилл Сыпало: В конце ноября мы планируем большой конгресс, мы хотим воссоздать проведение больших научных конгрессов по аэромеханике, я надеюсь, что нам удастся это сделать, и, пользуясь случаем, я приглашаю всех.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Фотокорреспондент. Культура, образование, рубрика "Секреты счастья"