В канун Дня космонавтики корреспондент ЖВ взял интервью у руководителя Центра социального развития и корпоративной культуры ЦАГИ Екатерины Ростовцевой.
– Екатерина Юрьевна, сегодня в Вашем ведении находится ведомственный музей ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, именуемый «Демонстрационным центром ЦАГИ». Вы раньше имели отношение к авиации и космонавтике, прежде чем пришли в ЦАГИ?
– Да, конечно. Я сама из авиационной семьи, мои родители закончили МАИ и работали по специальности. Поэтому все, что связано с летательными аппаратами, всевозможными двигателями – окружало меня с детства. Первое знакомство с авиацией как наукой и отраслью состоялось во время школьной практики и продолжилось после окончания университета. Я работала сначала в Объединенной двигателестроительной корпорации, потом в Объединенной авиастроительной корпорации. Тогда же получила и опыт выставочной деятельности, в частности на международных авиасалонах. Все это очень помогает мне сейчас в организации работы Демонстрационного центра, а также в процессе объединения людей, которые интересуются, увлекаются историей авиации и перспективами ее развития.
– До недавнего времени в Жуковском знали, что на территории ЦАГИ есть музей, попасть в который практически невозможно. Но за последние несколько лет Демонстрационный центр ЦАГИ (Демоцентр) де-факто вошел в ряд известных городских музеев. В чем секрет быстрой трансформации?
– Действительно, долгое время на территории ЦАГИ существовал музей, называемый «Научно-техническим кабинетом». Вход туда был доступен только сотрудникам и партнерам института. В 2018 г. вся его экспозиция была перемещена в помещение Инженерного корпуса, где она находится сегодня, а в 2020 г. мы официально открылись для всех посетителей. Весь парадокс в том, что, несмотря на то, что о самом ЦАГИ довольно много информации в СМИ и в сетях, как о научном центре, занимающимся фундаментальными исследованиями в области авиации и космонавтики, но до недавнего времени у большинства жуковчан, не работающих здесь, вообще не было целостного понимания о этой организации. Со времени возникновения в обстановке строгой секретности ЦАГИ было максимально отгорожен от внешнего мира, жил своей жизнью. Но за последние несколько лет многое изменилось, и в этом заслуга нынешнего руководства института, его более открытой политики взаимодействия с обществом.
Сегодня наш Демоцентр реально становится одной из точек притяжения, не только для жуковчан, но и для жителей регионов. Не так давно, например, приезжали коллеги из Культурно-досугового центра «Восток» с космодрома «Восточный». Мы работаем над тем, чтобы в будущем Демоцентр стал своего рода стартовой площадкой, с которой гости авиаграда могли бы начать свое знакомство с городом. Если вспомнить историю, то именно с ЦАГИ началось его строительство, и в процессе знакомства с экспозицией мы стараемся рассказать нашим гостям, как он рос, расширялся и развивался вместе с институтом, каким был вчера, что представляет из себя сегодня и каким мы видим его будущее.
– У Вас часто проходят детские экскурсии?
– Мы проводим специальные экскурсии для детей от четырех лет. Причем наш гид при необходимости адаптирует стандартную экскурсионную программу под особый формат, доступный для детского восприятия. Лично мне хотелось бы, чтобы наши дети на вопрос «Кем ты хочешь стать?» снова отвечали бы: «Космонавтом или авиаконструктором», а не банкиром или раскрученным блогером. В конечном итоге все начинается с мечты, все начинается с вдохновения. Хотим, чтобы приходящие к нам молодые ребята заражались этой Мечтой с большой буквы, тягой к изобретательству, смотрели на модели самолетов, задаваясь вопросами, почему это сделано так, а не иначе, можно ли сделать по-другому. Одним словом, если мы хотим, чтобы у нашей науки было достойное будущее, фундамент для этого нужно закладывать уже сейчас.
– Демоцентр делает не только сугубо научные выставки?
– Вообще у ЦАГИ за более чем вековую историю сложился имидж академической, серьезной организации, но, вместе с тем, жизнь института намного многограннее, чем кажется. В частности, у многих цаговцев есть разнообразные хобби и очень интересные увлечения. Это и фотография, и декоративно-прикладное искусство, и музыка, и литература. Мы очень хотим, чтобы наши сотрудники не прятали свои таланты, и раскрывали свой творческий потенциал не только в областях своей профессиональной компетенции. Поэтому у нас сложилась добрая традиция время о времени организовывать небольшие авторские выставки, представляющие их творчество как другую сторону их жизни. Кроме того, как показывает практика, Демоцентр – это еще и мощный инструмент формирования корпоративной культуры. Например, когда мы просим кого-то из сотрудников ЦАГИ передать нам его разработку, в качестве экспоната для демонстрации, и объяснить суть того или иного физического явления, примененного им при исследованиях, то у него, зачастую, происходит позитивное переосмысление значимости собственной деятельности. Считаю, что для любого настоящего ученого это очень важно.
– Это, достаточно, креативный подход к традиционной музейной деятельности.
– Все относительно. Нельзя забывать – то, что для людей более старшего или даже еще моего поколения может показаться креативным подходом, для современной молодежи давно уже норма жизни. Они просто так живут и так мыслят – на других скоростях. Мы, безусловно, следим за новаторскими тенденциями и новыми трендами в музейной политике, что-то берем на вооружение и используем на практике в своих проектах. При этом у нас никогда не было такой самоцели – максимально заполнить площадку всякого рода тачпадами, скринами и кьюар-кодами, потому что во всем нужна мера и баланс. Я порой замечаю, что наши посетители, как дети, так и взрослые, тянутся больше к некому интерактиву – сложить бумажный самолетик, прикоснуться к оригинальной «продувочной модели», запустить руку под воздушные потоки в нашей флаттерной аэродинамической трубе. Вот что рождает бурю позитивных эмоций!
– Насколько я знаю, именно ЦАГИ активно способствовал разработке первых авиационно-космических систем, а его ученые еще с середины 50-х годов принимали участие во всех основных проектах по освоению космического пространства?
– У нас есть целый зал, посвященный именно этой теме. И конечно мы можем по праву гордиться тем, что ЦАГИ сыграл одну из ключевых ролей в создании орбитального ракетоплана «Буран», 35-летие первого и, к сожалению, единственного полета которого будем отмечать этой осенью. Более того, в нашем институте работала целая группа выдающихся ученых, благодаря которым этот полет стал технически возможен. Этим научным деятелям и их открытиям в юбилейном году будет посвящен целый ряд специальных мероприятий. Если вы помните, в 2020 году в Демоцентре проходила большая историко-документальная и художественная выставка в рамках Всероссийского культурно-выставочного проекта «Буран – крылатая легенда», куратором которого оказался сын известного цаговского ученого, члена-корреспондента РАН В.А. Ярошевского, принимавшего в свое время самое непосредственное участие в создании «Бурана». Сейчас Дмитрий Васильевич является штатным сотрудником Демоцентра. Он будет курировать, развивать и наполнять новыми смыслами то музейно-выставочное пространство Демоцентра, который мы меж собой называем «Зал академиков» в котором кстати, уже по его инициативе создана постоянная филателистическая экспозиция. Как раз 12 апреля мы планируем открыть тематическую выставку под названием «Дорога к звездам». До конца мая гости Демоцентра смогут ознакомиться с уникальной подборкой филателистических и других раритетов из фондов творческого объединения «Созвездие видений», Ассоциации музеев космонавтики России и частных собраний. На протяжении долгих лет все события, связанные с покорением небесной стихии и освоением космического пространства, находили немедленное отражение на первых полосах центральных газет, почтовых марках, конвертах и открытках. Увидеть все это своими глазами – все равно что перенестись по мосту времени в эпоху великих совершений, которыми мы и сейчас вправе гордиться. До этого мы оказали содействие в организации целого ряда выставок «выездного формата», прошедших в Доме ученых ЦАГИ, Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ, Российском государственном архиве научно-технической документации, Музее первого полета г. Гагарина и других известных площадках. Такие экспозиции, наряду с выставками, проходящими в самом Демоцентре, способствуют наращиванию культурно-научных связей с остальным музейным сообществом. Формируется и собственный коллекционный фонд, постоянно пополняясь новыми раритетами и уникальными документами. Сейчас, например, ведем предварительные переговоры с коллегами, чтобы подобрать для экспонирования те эскизы, чертежи и документы, в том числе и по космическим исследованиям, в которых принимали участие наши ученые.
– В последнее время складывается ощущение что современная авиация в отдельных моментах уже почти смыкается с космонавтикой. Вы вспоминали про «Буран», а ведь полеты наших перспективных машин нового поколения все ближе и ближе к заветной линии Кармана?
- Человечество с незапамятных времен привлекала мечта подняться как можно выше и полететь как можно дальше. Вот и путь, начавшийся с планера Отто Лилиенталя, неминуемо ведет к Гагаринскому старту и оттуда дальше к звездам. Все закономерно. Хотя меня всегда поражал тот факт, что между этими двумя эпохальными событиями почти микроскопическая временная дистанция – длиною в 60 лет, то есть всего лишь в одну человеческую жизнь.
– Каким Вы представляете Демоцентр в обозримом будущем? Мы же не скоро еще увидим здесь голограмму вместо экскурсовода, подобно той, что встретил в центральной библиотеке новой Земли главный герой фильма «Машина времени»?
– Ну хорошего экскурсовода точно никакая голограмма заменить не сможет. А, если серьезно, мы сейчас вплотную подошли к необходимости создания музейного сообщества нового типа с более продвинутой системой коммуникаций. Мы хотим, чтобы по меньшей мере все авиационно-космические музеи начали бы более активно взаимодействовать друг с другом, и было бы совсем прекрасно, если это могло способствовать развитию контактов между ведущими учеными наших научных центров.
Искренне уверена, что наше будущее во взаимодействии и кооперации, а все лучшее рождается только в симбиозе.