Авиалайнер Ту-214 в 2023 г.: три минус два

4796
Фото КАЗ им. С.П.Горбунова

Первый авиалайнер Ту-214, выпущенный в рамках правительственной программы на Казанском авиазаводе, получит Минпромторговли России в качестве служебного самолета

Согласно афишированным планам, в нынешнем году Казанский авиазавод (КАЗ) должен сдать заказчикам три пассажирских самолета Ту-214. Строящиеся машины уже получили бортовые номера: самолет Ту-214 с бортовым № RF-64535 предназначен для Минпромторговли РФ, а авиалайнеры с №№ RF-64536 и RF-64537 – для татарской авиакомпании «ЮВТ-Аэро», созданной в 2015 г.

В рамках контрактов, заключенных в 2022-2023 гг., заказчики должны получить до 2025 г. около 15 авиалайнеров Ту-214. В 2024 г. авиакомпания «Россия» (группа «Аэрофлот») должна получить 5 самолетов Ту-214, а в 2025 г. – 6 машин марки Ту-214.Стоимость одного серийного авиалайнера Ту-214 из партии в 11 машин совпадает со стоимостью одного авиалайнера МС-21-310 (2024 г.), эксплуатация которого еще только намечается. Она составляет в 3,14 млрд. руб.

Авиалайнеры Ту-214 будут построены за счет средств (100% суммы) Фонда национального благосостояния (ФНБ). На них Минфин России купит облигации лизинговой компании «Авиакапитал-Сервиса» (входит в госкорпорацию (ГК) «Ростех») со ставкой купона 1,5% годовых. Основной долг по облигационному займу должен быть погашен в течение 18 лет с даты поставки последнего самолета в группу авиакомпаний «Аэрофлот», то есть до начала 2044 г.

Стоит сказать, что первоначально руководство «Аэрофлота» поставило перед топ-менеджерами Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая входит в состав ГК «Ростех», вопрос об обязательном уменьшении состава экипажа Ту-214 с трех человек до двух, иначе новые машины Ту-214 авиакомпания приобретать не будет. Требование выполнимое, однако решение этого вопроса требовало от компании «Туполев» времени и значительных средств. Затем в феврале текущего года между ОАК и «Аэрофлотом» было достигнуто компромиссное соглашение: первая партия машин Ту-214 будет с трехчленным экипажем.

Необходимо сказать, что первый Ту-214 для Минпромторговли будет эксплуатироваться в авиакомпании «Рэд Уингс», так как Red Wings («Красные крылья») занимается эксплуатацией всех VIP-самолетов государственных структур России. Принято решение, что сервисное обслуживание и ремонт самолеты Ту-214 будут проходить в компании «КАПО-Авиа», созданной при КАЗ.

В настоящее время в производстве на КАЗ находится шесть машин Ту-214, причем первые два самолета были заложены на стапеле еще в 2020 г. Первоначально эти машины закладывались под будущие контракты как самолеты специального назначения для государственных структур. Сейчас КАЗ обеспечен контрактами на изготовление 17 пассажирских самолетов марки Ту-214. Часть денег от заказчиков уже поступила на КАЗ. Согласно Комплексной программы развития авиатранспортной отрасли России до 2030 г., темп производства Ту-214 на КАЗ закладывается такой: 2023 г. – три самолета, в 2024 г. – семь авиалайнеров и с 2025г. по 2030 г. – по десять машин в год.

Ряд авиационных экспертов сомневается в возможностях Казанского авиазавода построить в течение трех лет 11 машин Ту-214, т. к. в течение последних двух десятилетий на предприятии больше трех самолетов Ту-2141 в год не строилось, даже в самые «тучные» времена. Подведя итоги работы КАЗ в 1-ом квартале 2023 г., независимые эксперты сделали прогноз: в нынешнем году в Казани будет полностью построен и выпущен только один Ту-214. Всего на КАЗ с 1996 г. по настоящее время было построено 34 серийных машин марки Ту-214. Самолет Ту-214 должен стать временным спасением до момента пока в эксплуатацию пойдут «большим потоком» серийные авиалайнеры семейства МС-21.

Справка ЖВ

Практический потолок самолета Ту-214 (Ту-204-200) – 12 тыс. м. Максимальная взлетная масса – 110,7 т. Двигатели: 2 штуки турбореактивных моторов ПС-90А с тягой каждый по 16 тс. Крейсерская скорость полета авиалайнера – 830-850 км/ч. Практическая дальность – 6,5 тыс. км. Пассажировместимость – 180-210 человек.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"