Свет в конце «туннеля» безысходности

1335

Как жуковчанин через семь месяцев темноты все же нашел контакт и вернул электричество в свою квартиру

О комплексе выученной беспомощности написано множество исследований, в России последнего десятилетия теорию можно ежедневно тестировать на практике. Однако и в такой системе координат есть исключения, которые зависят от острого чувства справедливости отдельного человека, его решимости и принципиальности, которые творят чудеса, взламывая систему.

В феврале в редакцию обратился житель города, которому просто отключили свет в квартире, посчитав, что он доложен Мосэнергосбыту.

Александр Александрович — ветеран труда, который всю жизнь работал на государство и исправно оплачивал государству налоги и коммунальные платежи. Однако, несмотря на это, 1 июня 2018 года он получил претензию от «Мос-
энергосбыта», из которой узнал, что задолжал за потребленную «электроэнергию» более 2000 рублей. Как отмечено в документе, «оплата потребленной электроэнергии должна производиться ежемесячно», с чем адресат был полностью согласен, поэтому исправно оплачивал выставляемые счета. Однако «Мосэнергосбыт» вдруг посчитал, что не получил 2395 рублей 98 копеек. «При уклонении от оплаты указанных денежных средств АО «Мосэнергосбыт» будет вынуждено приостановить предоставление электроэнергии в вашу квартиру и обратиться в суд для принудительного взыскания задолженности», — пообещал ресурсник.
Александр Александрович вступил в переписку, которая в течение трех лет напоминала разговор слепого с глухим: потребитель отправлял оплаченные квитанции, а в ответ получал одно и то же: оплатите задолженность, иначе отключим электричество. При этом сама сумма задолженности и насчитанные пени все время менялись, и не только в сторону увеличения. Складывалось впечатление, что происходил выбор случайных чисел, потому что никто не мог их объяснить. Например, сумма пени из месяца в месяц сильно варьируется: в феврале 2020 года она составила 1613,16 руб., а в апреле 2021 года — 43,17 руб.

В самом начале этого романа в письмах выяснилось, что у счетчика закончился межповерочный интервал, о чем Александр Александрович не знал, так как въехал в квартиру с уже установленным счетчиком. Еще несколько месяцев понадобилось на выяснение, кто же должен устанавливать новый счетчик, после чего его установил потребитель. Однако на ситуацию это не повлияло. Переписка то затухала, то возобновлялась, но ответов на вопросы жуковчанина по-прежнему не было.
А через четыре года после установки нового счетчика, в сентябре 2022 года,
в квартире Александра Александровича отключилось электричество. «Я выскочил — стоит парнишка из «Мосэнергосбыта», который отрубил электричество и пломбировал счетчик, без уведомления и предупреждения. Я «на эмоциях» вызвал полицию. Мы вместе дождались полицейских, парнишка предъявил удостоверение, в котором была написана должность — «техник по отключениям», и сообщил, что выполнял свою работу. Полиция ничего не могла сделать, так как по сути у меня к самому молодому человеку претензий не было». Уже позже Александр Александрович узнал, что «техник по отключению» позвонил не в его квартиру, а соседям, которым сказал, что нужно проверить проводку.

Ветеран труда обратился в суд с требованием включить электричество, которое исправно оплачивал. На первые три судебных заседания, кроме истца, никто не приходил, позицию «Мосэнергосбыта», детализацию начислений и пени, как и множество других вопросов выяснить не удалось, так как ответчик просто не являлся в суд. Но исправно присылал сообщения о задолженности с угрозами отрубить электричество, которого и так уже не было. Александр Александрович обратился в ЖВ, к делу подключился адвокат, который всегда помогает нам в защитах интересов жителей. Мосэнергосбыт нашелся и обозначил позицию. Оказывается, истек срок межповерочного интервала (МПИ) счетчика электроэнергии. При этом в одном из ответов «Мосэнергосбыт» указал, что «МПИ вашего прибора учета электроэнергии истек в 2014 году, 01.08.2017 прибору учета электрической энергии присвоен статус “истек срок МПИ”». Как от понимания до фиксации произошло три года, во время которых собственника даже никто не уведомил, а потом потребовался еще год, чтобы сообщить «должнику» о его «задолженности», не совсем понятно.
Но для Мосэнергосбыта была очевидна «вина» потребителя, и не так очевидны собственные обязанности. А учитывая, что после того, как в августе 2018 года пришла комиссия, которая без каких-либо документов зафиксировала, что «просрочен межповерочный интервал», потребитель установил новый счетчик, претензии были малоубедительны.

В итоге суд вынес решение, что электричеству в квартире Александра Александровича быть, а задолженность следует считать лишь за тот период, который прошел с заключения комиссии до установки нового счетчика.

Еще месяц ветеран труда ждал вступление договора в законную силу, «Мосэнергосбыт» не стал подавать апелляцию, но и электричество подключать не спешил. После этого Александр Александрович даже получил исполнительный лист на решения суда, и только через две недели свет в конце этого «туннеля» включили, через семь месяцев. Все это время в 25 км от Москвы человек, который всю жизнь исправно выполнял все свои обязательства, жил в темноте, но отчаянно боролся за справедливость.

Я уже давно не верю в справедливость, но я верю в людей. Таких, как Александр Александрович, который, несмотря на то, что практически все уже решили за нас, не останавливается в главном — отстаивании своих прав. В таких, как адвокат Валерия Дорошенко, которая считает, что человеческое достоинство и принципы справедливости — настоящие ценности в любое время. Таких, как несколько жуковчан, которые, прочитав в газете, пришли на суд поддержать Александра Александровича. Это и есть те крупинки справедливости, которые остаются в обществе даже в самые смутные времена, и от того еще более ценные.

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.