— А почему автор проекта не приехал?
— А он уволился, пошел дома строить

Так началась заявленная встреча с общественностью по теме четвертого этапа благоустройства сквера по ул. Маяковского, которое уже началось.

И уже при открытой стройплощадке по старой доброй традиции решили поговорить, концептуально,но в пределах того, что изменить можно лишь цвет скамеек и высоту деревьев. Наукоград и к этому подошел обстоятельно, не в состоянии повлиять на результат, жители замучили чиновников, проектировщиков и подрядчика своими мыслями и богатым внутренним миром.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

«Мы презентуем наш диалог с Минблаго (Министерство благоустройства Московской области. Прим. ред.), исходя из той концепции, которая изначально была принята, и исходя из тех директив и изменений, которые мы с вами, имея опыт прошлого года, предлагаем к изменению», – начал встречу заместитель главы города по ЖКХ Григорий Грибанов.

Проектировщик представил презентацию проекта, сразу определив тон встречи: «То, что всем нам не нравится – это фонтан и ручей…». Так он решил освежить у всех в памяти, как это выглядело в 2019 году, когда весь четвертый этап крутился вокруг запланированного там же ЗАГСа, которого теперь не будет. «Почему был предложен фонтан? Потому что по исходным данным у нас здесь располагался в будущем ЗАГС, но я так понимаю, его отменили, фонтан, я так понимаю, вы не хотите, мы его тоже отменили». Еще несколько минут, видимо, по инерции проектировщик показывал слайды, «как это могло бы быть, если бы вы согласились». Затем перешли к собранным непонятно как и непонятно где пожеланиям и предложениям, которые были озвучены на совещании с Минблаго, «на ответы в файле внимания не обращайте, министерство согласовало эти изменения, практически все», – отметил проектировщик. Ответы на пожелания жителей и правда было лучше не смотреть, так как практически все они начинались с определения «недопустимо». Со временем риторика смягчилась и жителям позволили внести небольшие корректировки, хотя еще год назад это считалось недопустимым.

Проектировщики милостиво согласились оставить круг вокруг этой части сквера, так называемую «народную тропу», отменить фонтан, заменив его либо плиткой, либо малыми архитектурными формами, либо клумбами. При этом, говоря о четвертом этапе, решили добавить 10 урн в уже благоустроенный третий этап, «в тех местах, где они отсутствуют сейчас, по левой и по правой сторонам». Также в рамках четвертого этапа благоустройства решили доукомплектовать уже сданный третий этап четырьмя велопарковками и ограждениями детских площадок (скорее всего, это будет «живая изгородь»).

Член Общественной палаты Ольга Пушкарева высказала свою точку зрения: «Ручей был запроектирован не для того, чтобы молодожены гуляли, а потому что при ликвидации всех существующих газонов и цветников в центре сквера он превращается в плац, который будет в жару перегреваться. Для охлаждения этой огромной замощенной площади и был запроектирован ручей, о чем кстати вы говорили и на своем сайте. В итоге вы отказываетесь от ручья, а как вы собираетесь плац охлаждать?». Она также отметила, что еще два года назад жители собирали подписи под обращением к губернатору с требованием оставить планировку сквера. «Делайте, что хотите, но оставьте существующую планировку, газоны и цветники».
Проектировщик невозмутимо ответил, что для этого все и собрались, чтобы выработать решения. Даже оставляя за скобками тот факт, что существует проект, который уже «решил», это довольно интересное предложение: проектировщик выполнил проект, который оказался никому из жителей города не нужен, администрация эту «широту мысли» приняла и оплатила из бюджетов 5 млн рублей, а теперь жители должны найти устраивающее их решение в пределах 162 млн рублей.

По словам проектантов, парковочные карманы около домов по улице Маяковского по проекту убираются, однако поступило предложение их оставить. Обсуждение опять спровоцировало накал страстей. «Коллеги, хочу отметить, что все автомобили из парковочных карманов будут у вас внутри двора», – подлил масла в огонь руководитель Управления ЖКХ Никита Иванов. Большинство высказались за парковочные карманы, так как в центре и так ощущается острая нехватка парковочных мест: «Карманы нужны по той простой причине, что все это находится около парка культуры и отдыха, где останавливаться нельзя, но туда приезжает много народу с маленькими детьми и им надо где-то оставлять машины, а до домов там большое расстояние». Профессор Московского архитектурного института Илья Путятин высказался, как и просили чиновники, концептуально: «Я давно говорил администрации про паковки, буду еще раз говорить. Да, у нас не хватает парковок, но сейчас то, что мы обсуждаем с 2018 года, когда мы делаем какие-то карманы у нас во дворах, это не решает проблему. Потому что, если, например, на стадион приедет тысячу человек, это 500 машин, если их поставить, то нам и сквер не нужен никакой, просто они займут все. Вам стоит соединиться и подумать, где мы можем сделать многоуровневую парковку, потому что все эти многочисленные миллионы которые неоднократно выделялись на благоустройство парковочных карманов, можно было бы потратить с умом». На что было сказано, что нет не только денег, но и земли для такой амбициозной идеи.

Также проектировщиком было озвучено предложение добавить велодорожку на внешнюю сторону, что вызвало бурную дискуссию, так как никто не признал авторство и логику подобного решения. Тему решили расширить и углубить, признав в принципе велодорожку вокруг сквера временами бессмысленной и местами опасной. Однако проектировщик напирал на разработанную концепцию, в результате чего вопрос встал ребром.

Война план подскажет

На собрании попытались определиться в терминах, в очередной раз задав администрации вопрос, что же мы все-таки обсуждаем – проект или концепцию. Оказалось, проект, так как концепцию уже давно «проехали», да и проект все тот же, 2019 года, который уже измочалили изменениями до неузнаваемости. При этом формально в существующий проект просто вносятся изменения. То есть, следите за руками: работы по благоустройству начались, площадка открыта, а изменения только вносятся, причем нам их сейчас надо еще обсудить, чтобы решить. Это, видимо, и есть та самая суверенная демократия, которую мы заслужили. «У нас открыто пятно застройки, для того, чтобы внести изменения в проект, которые мы сейчас с вами проговариваем, у нас будет вход в московскую государственную экспертизу. Работы подразумевают точку входа, а те детали, которые сейчас обсуждаются, они как раз будут утверждены экспертизой».

Однако есть муниципальный контракт на 162 млн рублей, значит, должен быть перечень работ и количество материала, хотя бы какое-то подобие актуального проекта, иначе непонятно, что подрядчик делает на площадке. Ни проектировщика, ни подрядчика такое положение вещей не смущает, администрация со своей стороны выдвинула версию, что конкурс отыгран со сметами, основанными на первоначальном проекте, просто выкинули фонтан и ручейки. Главное, цена известна, и это та точка отсчета, от которой все заинтересованные лица «пляшут».
Такой плоскости дискуссии не выдержали даже бывалые. «Можно сколько угодно обсуждать пуговки и оборочки, но слово концепция, я считаю применимо только к общему виду этого сквера, как дружно говорят и проектировщик, и администрация, сохранить историческую планировку сквера не представляется возможным, я считаю, мы впустую сотрясаем здесь воздух», – высказала мнение Ольга Пушкарева, получила в ответ аплодисменты и ушла, а те, кто аплодировал тезису о тщетности разговора в таком ключе, продолжили участвовать в этом малоинформативном перфомансе.

Любые ошибки за ваши деньги

Так как на официальном сайте госзакупок выложен единственный существующий проект 2019 года, в котором при третьем и четвертом этапе благоустройства запланировано обустройство дождеприемных фильтрующих колодцев, то обсудили и этот скользкий момент. Третий этап уже реализован и результат в этой области налицо: до благоустройства спасатели не откачивали воду с дороги, после – уже неоднократно удивленные жители наблюдали этот «сизифов труд».
На четвертом этапе не будет поднятых «лежачих полицейских», постараются с ними разобраться и на уже сделанной части сквера. «Да, действительно, признаем. Там есть техническое решение, как исправить». Однако реализуют это решение, исправляя ошибку в проектировании, за счет городского бюджета. Возможно, это будет реализовано за счет консолидированных средств – подрядчика и проектанта. Но есть техническое решение, которое не несет за собой дополнительных затрат.
На четвертом этапе наличие верхних ливневых стоков позволит естественным путем воде уходить в ливневую систему на ул. Пушкина. По словам чиновников, ошибки третьего этапа учтены, выводы сделаны, коррективы внесены, а в протокол были внесено предложение оплачивать ошибки за счет средств тех, кто их совершил, а не жителей наукограда.

Вернемся к частностям

За неимением консенсуса в главном решили в очередной раз перейти к частностям, и презентовали внешний вид лавочек. И тут опять поступил концептуальный и даже мировоззренческий вопрос: «Скажите, пожалуйста, для кого вы ставите эти лавки?» «Вы все превращаете в балаган», – ответил на непоставленный вопрос Никита Иванов и тут же получил обратную реакцию: « В балаган это превратили неквалифицированные специалисты, которые называют себя архитекторами». Ответ на вопрос об окончательной бенефициаре благоустройства так и остался висеть в воздухе. «По лавочкам вам сейчас рассказывали концепцию, а не то, что они вот там будут и они будут такие», – подытожил Никита Сергеевич обсуждение благоустройства, по которому уже открыта площадка. На вопрос, какие же лавочки в сметах к контракту, получили ответ, подкупающий своей новизной и свежестью – модульные. «А мне в этом сквере ни одной лавки не надо, потому что я живу в «бермудском треугольнике» – «Красное и белое», «Красное и белое» и «Бристоль», и мне компании на этих лавочках просто не дают спать ночами», – высказалась одна из жительниц, по-своему пересказав известную фразу профессора Преображенского: «Разруха не в клозетах, а в головах».

«Мне кажется, мы сейчас не в правильном русле разговариваем, – высказал свое видение зампред Общественной палаты Николай Ищенко. – Сначала нужно рассмотреть, что неправильно было сделано при реализации предыдущего этапа и дальше идти уже к текущей ситуации. Нужно смотреть с точки зрения обслуживания сквера, а то сейчас наставили баллонов, а теперь не могут дорожки от льда нормально почистить, трактор просто не может проехать. У меня вопрос, сколько деревьев уберут и какие деревья будут высаживать? Это важный практический вопрос, как они приживутся и как за ними ухаживать. Я на втором курсе института сдавал курсовую, и если бы я подал такую велодорожку, как сделали, у меня было два балла: велодорожка опасна, на ней нельзя кататься, она настолько узкая, что если едешь чуть-чуть влево, цепляешь педаль, если вправо – цепляешь рулем. А нужно было просто опустить на 8 см бордюр с левой стороны и на 10 см опустить эти столбики, и не было бы проблем. Я за товарищами бегал, но никто меня не послушал. Это надо учесть на следующем этапе. Я также категорически против этих бугров, которые собирают «океаны» на дороге, никакие ливневые стоки не помогут. Фонари поставили в глаза авиаконструкторам, как на пытке, хочется сказать: «Ребята, не признавайтесь, вы для страны делали все правильно». Сейчас смотрю, опустили. Нужно не просто делать, а думать и просчитывать последствия».

Почему люди не летают как птицы

Одна из жительниц ул. Пушкина, не выдержав накала страстей, выступила с эмоциональной речью в стиле Татьяны Дорониной, которая была пламенна и искренна, но опоздали с ней лет на десять, как минимум. «Сам по себе проект замечательный, огромное вам спасибо, но есть большое «но». Я родилась в этом городе, живу в нем всю жизнь, мои дети и внуки живут здесь. Прежде чем что-то делать, нужна понятная для людей концепция. У нас город вытянутый, в исторической части – это единственная площадь для массовых мероприятий, это променад, зона для спокойной прогулки, чтобы никто никого не сбивал. Все сделано для молодежи, для детей, а где место отдыха для пожилых людей? Здесь все гуляли, отдыхали, ходили до парка, вот эту концепцию нужно было соблюсти. Всю жизнь у гастронома была такая широкая территория, а сейчас праздник какой-то и все убитые будут на этих скамейках, которые поставили. Должна быть зона отдыха, прогулок и зона игровая, для последнего у вас есть парк, пожалуйста, делайте там, а не смешивайте все в кучу. Не может человек среднего возраста отдыхать там же, где разные активности для молодых, почему функционально не разделить эти вещи? Вот эти люди, которые будут сюда приезжать, где они будут ставить машины, где здесь парковки? Сотрудники первой гимназии и магазинов вокруг приезжают и ставят машины в наших дворах. Нужно же продумывать, как сделать жизнь граждан комфортной.
Зоны отдыха в городе нет, бегать, ездить на велосипедах и качаться на качелях – это отдых для детей и молодежи, а зоны отдыха для нас нет. Такой подход не уместен. Вы знаете, где грамотный хозяйственник делает дорожки? Он сначала посмотрит, где люди ходят, и там мостит. А у нас архитекторы сделали, даже не обсудив это с теми, для кого они делают. Нужно же примерять к жизни, в этом нужно жить, в первую очередь, это должно быть комфортно жителям».

По итогу многочасовой ни к чему не обязывающей встречи будет составлен протокол предложений, также не имеющий никакой юридической силы, главное, пятно застройки открыто, жителей, пусть и с опозданием, но выслушали, форму и цвет малых архитектурных форм обсудили. При этом, что жители получат за 162 млн бюджетных рублей, будет понятно ближе к финалу, но для тех, кто не наговорился, остались еще штабы – последняя иллюзия демократии. А чиновники так и будут водить народ по лабиринтам обсуждения того, что уже решили за нас, как Моисей евреев по пустыне, только вот он в конце концов вывел, в администрации Жуковского я бы так уверена не была.

Скачать ответы на предложения от 22 марта 2023 года

Поддержи Жуковские вести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.