В области изменили критерии оценки эффективности муниципальных властей, в очередной раз наведя косметический марафет системы, которая не работает
Понятие эффективности управления «в космосе и на земле» неодинаково, власть считает главным критерием управляемость территорий без какой-либо рефлексии по поводу интересов жителей, а жителям совершенно безразлично, какой уровень доверия власти «нарисовали» в отчетах наверх, потому что выборы давно уже приучили не обращать внимания на цифры, сгенерированные чиновниками.
Население оценивает эффективность по довольно простым ежедневным реперным точкам – состоянию улиц и дорог, качеству воды из крана и температуре в квартире, власть же использует сложные размытые термины (что освобождает от ответственности, так как виноватых не найти), пряча за показной сложностью банальные проблемы – неэффективность системы управления. А потом еще тиражирует истории, подтверждающие этот тезис, когда для подключения газа в нескольких километрах от Москвы на место должен выехать целый губернатор.
Несмотря на старательно выводимую картинку, время от времени становится очевидно, что эффективность здесь больше не живет. И тогда используют план «Б»: меняют мебель, то есть, критерии оценки эффективности муниципалитетов. Каждый декабрь губернатор собирает глав муниципалитетов и представляет Рейтинг-45 (45 целевых показателей, распределенных по пяти приоритетным направлениям: «Оценка населением органов власти», «Экономика», «Государственные и муниципальные услуги», «Эффективное управление», «Качество жизни»), это уже своеобразный ритуал, ни к чему не обязывающий, но призванный показать продуманный подход к госуправлению.
На самом деле, санкции к отстающим применить уже невозможно, так как в результате отрицательного отбора скамейка запасных пустая, а плюшки раздаются по принципу лояльности, а не эффективности. Жуковский в этих рейтингах держится в «крепких середнячках», предпочитая не высовываться и не замыкать, такая вот стратегия успеха.
По всей вероятности изображать эффективность в сложившейся парадигме стало довольно затруднительно, поэтому критерии рейтинга опять изменили, теперь в нем 11 пунктов, и приоритеты не сулят наукоград ничего хорошо, так как мы научили летать самолеты, а вот с коммунальными службами все не так радужно.
Полцарства за жизненное пространство
Самым приоритетным направлением стал раздел рейтинга «Жизненное пространство», который составляет 40% итогового результата, и куда входит содержание домов и дворов, дороги и коммунальные услуги.
При оценке эффективности учитывается увеличение количества управляющих организаций в «зеленой зоне», то есть, место УК в специализированном рейтинге влияет не только на эту частную компанию, но и на место муниципалитета в своем рейтинге. Со всеми вытекающими последствиями, когда государство беззастенчиво пытается руководить «рынком». Ни к чему хорошему это ни разу не привело. Администрации будут давить на УО, а те, в свою очередь, будут тратить все силы на «картинку», а не услуги собственникам помещений в многоквартирных домах.
Также оценивается доля сформированных и исполненных заданий в СКПДИ (система контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры). Еще один пункт – невывоз ТКО по вине органов местного самоуправления, что бы это не значило, так как сейчас у нас в основном не вывозят по вине регионального мусорного оператора, без оценки эффективности и всяческих рейтингом. Этот как раз прямое следствие вмешательства вертикали власти в рыночные отношения и введений монополии.
Также в данном разделе рейтинга учитываются темпы установки видеокамер и снижение обращения жителей.
В «Жизненное пространство» входят и хорошие дороги, в отношении которых также оцениваются сформированные и исполненные задания в СКПДИ, снижение количества обращений жителей и удобный транспорт. Видимо, в том, что дорогие хорошие, региональные власти не сомневаются. А лучше всего про удобный транспорт говорит голосование на «Доброделе» за цвет обивки.
Определи авторы нового рейтинга и оценки качества коммунальных услуг: соблюдение нормативных сроков по устранению аварий на объектах, использование инвестпрограмм и программ ремонта, рост охвата ЕПД (единого платежного документа. Последнее, скорее относится к укреплению еще одной монополии – МособлЕИРЦ, куда всеми возможными административными мерами пытаются загнать всех.
И пусть финансы не поют романсы
Второй по ценности раздел рейтинга – «Экономика и финансы», он составляет 25% от итогового результата. Оценивается достижение показателей муниципальных программ, из которых сверстан бюджет, налоговые доходы, снижение задолженности в бюджет, просроченная кредиторская задолженность. В условиях, когда из собранных на территории муниципалитета налогов только десятая часть остается в городе, а остальная идет в бюджеты других уровней, все это выглядит довольно лицемерно. Также в этом разделе учитываются инвестиции, создание рабочих мест, поступления от новых налоговых резидетов с учетом численности населения. Отдельной строкой идет показатель «Цивилизованная торговля»: размещение торговых мобильных объектов, прирост общепита в парках культуры и отдыха, устранение незаконных торговых объектов с помощью камер видеонаблюдения.
Становится более понятен замысел благоустройства городского парка культуры отдыха, вектор развития уже понятен. А вот устранение незаконных точек торговли, выявленных что камерами, что жителями, пробуксовывает, как правило, даже не начавшись. Потому что вопрос не в том, чтобы промониторить нарушения, а в том, чтобы их устранить, что в эпоху правового нигилизма – миссия невыполнима. Каждый раз оказывается, что это – точка того, кого надо, кому все, а на закон просто места и времени не остается.
Следите за руками: удовлетворенности нет, доверие есть
Доверие власти оценивается в 20% от окончательной оценки. Как рассказывают чиновники этот процент составляется по результатам соцопросов, но есть нюанс: опросов никто не видел, а результат выдается четко по графику, с цифрами, похожими на проценты в день выборов, когда мы на следующий день просыпаемся и потом долго удивляемся.
В этой категории рассматриваются показатели баланса оценок доверия президенту Владимиру Путину и губернатору Андрею Воробьеву. Какой должен быть идеальный баланс, к сожалению, не сообщается, а было бы интересно посмотреть понимание региональными властями своего «места в искусстве». Помимо этого выявляется удовлетворенность населения по девяти сферам: здравоохранение, образование, культура, экология, ЖКХ, транспорт, дороги и благоустройство, доступность цифровых госуслуг. Представьте себе среднего жуковчанина и то, что он может сказать про качество предоставления услуг во всех вышеперечисленных сферах. А между тем, этот показатель не дает нам «вывалится» из середнячков в очевидные аутсайдеры. Варианта два: либо у нас город неисправимых оптимистов, год за год маниакально выдающих кредит доверия власти, либо – нужное подчеркнуть.
Верифицируй и управляй
Раздел «Эффективное управление», который дает 10% оценки, с точки зрения логики и какого-либо смысла понять довольно сложно. Оценивается доля «верифицированного контингента» и посещений порталов госуслуг, а также доля административно-управленческого персонала от общего штата. Как это влияет на эффективное управление, непонятно, но сразу представляется картина, как один работает, а пять руководят, вопрос эффективности при этом даже не встает. Но, по мнению региональной власти, стоит всем верифицироваться в госуслугах, сразу заживем, не факт, что эффективно, зато весело и задорно.
Обратная связь: есть, куда воткнуть, но нет контакта
Обратная связь в общей оценке занимает лишь пять процентов, причем само понятие ложно истолковано. Состоит она из медиаиндекса – прироста упоминаний на сайтах СМИ, реакции в чатах и ТГ каналах на обращения жителей, и… «тональности» – соотношение просмотров позитивных и нейтральных сообщений к негативным сообщениям. В условиях зачищенного информационного поля, директив по количеству упоминаний губернатора и местных чиновников и бюджетов на покупку ботов, никакого отношения к обратной связи эти итерации не имеют. Просто на местах бессмысленно и беспощадно пытаются закрасить пейзаж за окном радужными красками, делают это, как умеют, а умеют плохо. Также предполагается, что количество и качество обратной связи показывает работа муниципального центра управления регионом, что само по себе анекдот. В Жуковском жители уже давно без всяких промежуточных стадий пришли сразу к принятию факта о бессмысленности этой структуры, чиновники еще по инерции какое-то время делали вид серьезности своих намерений, но потом и они устали.
Приоритетов много, критерий один
Несмотря на весь этот широкий ассортимент критериев оценки эффективности власти на местах, последние годы критерий всего один – способность дать результат на выборах, все остальное вторично. И выдав нужные цифры, можно почивать на лаврах до следующих выборов, когда «отступать некуда» и «победителей не судят». А рейтинги – это своеобразный сбор макулатуры, чтобы не расслаблялись, без последствий и выводов, для красивой картинки.