Проблемы серийного производства самолетов Ил-76МД-90А – системные проблемы

2502

Проблемы на ульяновском «Авиастаре» привели авиазавод к работе в режиме «ручного управления» из Москвы

Вице-премьер правительства Юрий Борисов после посещения в конце марта Ульяновского авиазавода «Авиастар» заявил, что в 2018 г. авиазавод сорвал выполнение гособоронзаказа. «По прошлому году был сорван гособоронзаказ: три машины Ил-76МД-90А, которые должны были выйти, идут с опозданием примерно на три-четыре месяца. Сегодня я счел необходимым вместе с заказчиком прибыть на Ульяновский завод, который будет выпускать эти машины серийно, чтобы посмотреть и оценить степень готовности производства», – сообщил Юрий Иванович. Он добавил, что для Минобороны России машина Ил-76МД-90А является основной, и до 2030 г. министерство намерено закупить более ста таких самолетов без учета топливозаправщиков, которые делают на базе этой модели.

Борисов отметил, отметив, что «хороший экспортный потенциал этого самолета не реализован «из-за узости производственных возможностей». Вице-премьер объявил, что на заводе будет введено «ручное управление», так как «другого выхода сейчас нет». Для этого будет создана специальная межведомственная комиссия Минпромторговли и Минобороны. «Это означает, что практически ежемесячно два замминистра будут проводить совместные совещания, собирать всю кооперацию и отслеживать ход подготовки, производства и завершения всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому направлению».

Обращает на себя внимание одна деталь: ни в одном официальном заявлении не были обстоятельно озвучены причины, по которым был сорван производственный план. Это обстоятельство дает возможность предположить, что причин настолько много, что их перечисление займет много места и одни проблемы порождают другие.

Стоит напомнить, что строительство первого опытного образца военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-76МД-90А началось в Ульяновске в конце 10-х годов нынешнего столетия. ВТС Ил-76МД-90А (изделие 476) – это глубокая модернизация самолета Ил-76 (первая серийная машина была выпущена весной 1973 г.). Строительство первого летного образца самолета Ил-76МД-90А была завершено в декабре 2011 г. Первый полет машина Ил-76МД-90А № 01-02 совершила в конце сентября 2012 г. На сегодняшний день построено шесть самолетов Ил-76МД-90А: четыре опытных экземпляра и два серийных. Получается такой расклад: средний темп производства самолета Ил-76МД-90А составил в последние годы одна машина за год.

Ю.И. Борисов сообщил, что перед Ульяновским авиазаводом поставлена задача в 2019 г. выпустить не менее шести самолетов Ил-76МД-90А, а в 2020 г. – не менее семи, начиная с 2021 г. – порядка 10-12 самолетов ежегодно.

Необходимо сказать, что за прошедшие три года на «Авиастаре» сменилось четыре руководителя. В марте 2016 г. «Авиастар» покинул генеральный директор Сергей Дементьев (руководил «Авиастаром» с 2010 по 2016 гг.). В марте 2016 г. управляющим директором «Авиастара» назначили Андрея Капустина. В начале 2017 г. на этом посту его сменил Сергей Юрасов. В июне 2018 г. управляющим директором авиазавода «Авиастар» стал Николай Донцов, который занимает этот пост по настоящее время.

Анализируя работу отечественных авиазаводов в ежегодных обзорах на протяжении последних пяти лет, могу сказать, что проблемы с серийным производством самолетов, особенно тяжелого класса, характерны для целого ряда самолетостроительных предприятий России. Проблемы «Авиастара» – это проблемы в целом отечественной авиапромышленности.

Невозможно создать конкурентоспособную на мировом рынке наукоемкую отрасль при слабой экономике. Пока доля России на мировом рынке крайне мала. Для сравнения доля США в глобальном валовом продукте составляла в 2017 г. 24,3%, КНР – 14,8%, Японии – 5,9% и т.д., а России – всего 1,8%.

Информация для размышления. По размерам валового внутреннего продукта (ВВП) в 2018 г. Бразилия занимала 9-ое место в мире с $ 2138 млрд., а Россия – 13-ое место с $ 1267,5 млрд,

Бразильская компания «Эмбраер» произвела в 2018 г. 181 самолетов. По данным Министерства промышленности и торговли России, в 2018 г. планировалось поставить заказчикам 135 самолетов военного и гражданского назначения.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Обозреватель. Ведущий рубрик "Авиация", "Чтобы помнили"