Пройдемте к компьютеру. В Подмосковье перед выборами губернатора решили ввести электронное голосование

1988

 В сентябре текущего года должны пройти выборы губернатора Московской области. Никаких сюрпризов не предвидится, все идет в рабочем порядке. В ноябре прошлого года региональные депутаты изменили Устав Подмосковья, который ограничивал губернаторские сроки. Что позволяет губернатору Воробьеву баллотироваться на третий срок, собственно, под него и кроили. За это время расчистили и предвыборное поле, надо сказать и раньше особой конкуренции не было, а последние годы интрига и вовсе сошла на нет: партии дежурно выставляют кандидатов, которые уныло набирают голоса избирателей в формате статистической погрешности, и главной задачей считают – не оказаться выше ватерлинии в общении с электоратом. За эти цирковые номера они после выборов получают лояльность власти и преференции для партий на выборах пожиже. И волки сыты, и овцы целы.

И конечно, ничто так не мотивирует к победе, как вертикаль избиркомов, которая плотно срослась с вертикалью власти, что наглядно демонстрируют составы территориальных избирательных комиссий. А бюджетники в участковых избирательных комиссиях еще никогда не подводили, бывало, могли дрогнуть, но потом собирались с силами и ставили крест на общечеловеческих ценностях.

И вот в такой идиллической ситуации, когда «ничего не предвещало», вдруг региональные власти решили подстраховаться. Подмосковный избирком на прошлой неделе принял решение обратиться в ЦИК с просьбой разрешить применять электронное голосование на территории Московской области. Тихо, без пыли и шума, даже в повестке заседания этого вопроса изначально не было. Воздержалась лишь Ольга Балабанова, представитель партии «Справедливая Россия – За правду», на тот момент. В тот же день Мособлдума лишила Ольгу Балабанову статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса: в Думу поступило представление выдвинувшей ее партии о досрочном сложении полномочий с Ольги Балабановой «в связи с неэффективной работой, а также за действия, наносящие вред партии».

 

Споры об электронном голосовании идут уже несколько лет, кто-то доказывает, что цифровизация только улучшила и без того прекрасные выборы, кто-то показывает, насколько электронное голосование несовершенно, к тому же непрозрачно. О вкусах не спорят, но есть очевидный факт: голосование онлайн и оффлайн сильно различается по результатам, причем у оппозиционных кандидатов в он-лайне оказывается намного меньше поклонников, а у провластных – намного больше, с обычным голосованием при наблюдателях ситуация противоположная. «Официально электронное голосование не позволяет контролировать ход голосования  и подведение итогов, – считает Ольга Балабанова. – Система находится в управлении органов исполнительной власти, что является нарушением принципа невмешательства с избирательный процесс. Также нет механизма контроля за свободой голосования. Доверия выборам подобный формат не прибавит, скорее всего эффект будет обратным».

Зачем внедрять электронное голосование в Московской области, где выборы планируются с одним известным, не вполне понятно. То ли закрытые соцопросы сильно разнятся со всяческими рейтингами доверия власти, то ли при отсутствии конкуренции, настолько потеряли навыки, что «дуют на воду», то ли просто еще один регион решил освоить бюджеты на выборах, не только в офф-лайне, но и в он-лайне.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.