Срамота по-американски. Как депутаты решили защитить русский язык в России и почему все это – кринжуха

2412

Каждый раз, когда отрицать очевидное по ситуации в стране становится затруднительно, Госдума выступает с очередным законопроектом в формате «дичь», который общественность обсуждает дольше, чем его сочиняют. Это такая своеобразная система громоотводов, которая во-первых, призвана оттянуть народный гнев от руководства страны (депутатов не жалко, для того и держат), а во-вторых, симулировать бурную деятельность, пусть даже и бестолковую, ведь рассудительность и здравый смысл никто и не обещал. Еще один сопутствующий эффект: регламенты и перечни всегда полезны в борьбе с теми, кто не хочет маршировать по направлению к пропасти. Изложение настолько пространное, а трактовка настолько широкая, что любой может стать врагом народа не только из-за неуважения к чувствам верующих, военных, «вагнеровцев», но и из-за желания сказать заимствованное слово.

В феврале 2023 года в промежутках споров о допустимости или нет в России Дня святого Валентина законодатели приняли закон о контроле за соблюдением норм русского литературного языка. После чего предполагается внести правки в законы о потребителях, СМИ, рекламе, не пощадят также градостроительный кодекс, а потом и до всех остальных доберутся.

И опять официальные лица как будто только спустились на грешную землю  и с пеной у рта начинают доказывать, что несмышленный потребитель сам не может разобраться, а русский язык нужно спасать не только в соседних странах, но и внутри самой России. 

И если на товарах пишутся иностранные слова, то это требование маркетинга, это то, что популярно у потребителей, понятно им и вызывает положительные эмоции. И тут нужно не с надписями бороться, а с сознанием потребителя, с его «идолопоклонничеством перед Западом». И вот тут начинаются сложности, потому что никакой патриотизм головного мозга не заставить наших соотечественников добровольно променять мерседес на ладу, айфон на русские телефоны, названий которых мы не успеваем запомнить до того, как они умирают, недавно выяснилось, что даже гвозди отечественного производства практически восьмое чудо света. И дело здесь не в словах, а в делах, которые создают гарантию качества, безотносительно нашего особого пути, уставленного граблями.

И сплошные «хаусы», «клабы», «вилледжи» – это не для красного словца, а для создания атмосферы цивилизации. Попробуй, скажи потребителю «деревня», и в сознании сразу рисуется развалившийся домик с туалетом на улице и без газа, так как газификация стала приоритетным национальным проектом лишь десять лет назад. «Вилледж» – совсем другое дело. И то, что жилые комплексы лучше продаются, если названия заморские, уже тоже давно проверено на потребителе, поэтому в стране по 7 жилых комплексов  — «Прага» и «Лондон», четыре «Парижа», семь «Баварий». 17 «Скандинавий», 24 «Ривьеры», более десятка «Манхэттенов», и почему-то ни одного Урюпинска. Есть, правда ЖК Мытищи, но исключительно императорские, не меньше.

 Когда главная ценность – время, люди автоматически пытаются оптимизировать все и вся. И если одно слово может заменить минутную речь, точно определяя смысл, то его всегда будут использовать, из какого бы языка оно не пришло. И уже не важно, будет это выражение в нормативном словаре русского языка, или нет, живую речь невозможно регламентировать, все кто пытался изолировать язык и заставить его застыть, убивали его гораздо быстрее, чем  любые заимствования. Этому есть вполне конкретное название – кринжуха: действия определенного человека или группы людей, при которых неловко и неудобно всем остальным. В могучем русском языке этому тоже есть определение, правда немного подлиннее: «Заставь дурака Богу молиться, он и голову расшибет».

Самое смешное, что по прописанным в данном проекте критериям будут проверять чистоту высказываний всех, кого закон давно обязывает не использовать обсценную лексику и обеспечить гладкость речи, в частности органы госвласти, организаторов выборов и референдумов.  По этому поводу у меня есть история. Во время борьбы за цаговский лес меня судили по статье о хулиганстве, так как нельзя было написать (тогда еще стеснялись), что хулиганила посредством несогласия с вырубкой реликтового леса, то мне написали первое, что пришло в голову: «Шла по Туполевскому шоссе и ругалась матом». И когда я пришла в мировой суд на заседание по этому делу, то в кабинетах этого госучреждения многочисленные помощники и секретари на этом самом мате разговаривали и это никого не смущало, перед законом у нас все равны только на предвыборных плакатах. Что же касается чиновников и депутатов всех уровней, то для начала нужно хотя бы освоить этот литературный русский язык, посредством которого решили общаться, а то как не выступление – так срамота, в простонародье кринж.

Поддержи Жуквести!

Подробнее о поддержке можно прочитать тут

Выпускающий редактор. Журналистские расследования, рубрика "Перлы недели", происшествия, вопросы ЖКХ.